Ссылка на оригинал: https://protiv-raka.ru/platnye-vs-besplatnye/
Минздрав России разъяснил медорганизациям, работающим в рамках программы госгарантий, правила оказания платных медицинских услуг. Новые правила действуют с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2026 года. Их главная цель, по мнению регулятора, — разграничить условия предоставления платных и бесплатных медуслуг.
Шесть условий
Новые правила закреплены в постановлении Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 (далее — Правила № 736). Документ пришел на смену утратившему силу постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее — Правила № 1006).
Минздрав в письме от 22.12.2023 № 31-2/И/2-24207 отметил, что участники программы госгарантий могут оказывать платные медуслуги, но в определенных случаях (п. 8 Правил № 736). В каких именно?
- Услуга по установлению индивидуального поста медицинского наблюдения в стационарных условиях может быть оказана платно только при отсутствии медицинских показаний (пп. «а» п. 8 Правил № 736). Если имеются показания, то медорганизация должна предоставить услугу бесплатно. Ранее по Правилам № 1006 устанавливать пост можно было платно независимо от наличия показаний.
- Если назначен и применяется лекарственный препарат не из перечня ЖНВЛП, помощь может быть бесплатной в двух случаях:
- препарат назначен по жизненным показаниям или в связи с заменой из-за индивидуальной непереносимости;
- препарат не закупается за счет бюджетных ассигнований.
- Медорганизация может взимать плату за услуги при применении медицинских изделий и лечебного питания, если такие изделия и питание не закупаются за счет бюджетов и не подлежат оплате в рамках программы госгарантий. По Правилам № 1006 медизделия и лечебное питание могли быть оплачены пациентом, если они не входили в стандарт медпомощи.
- Платные медуслуги оказываются иностранцам, лицам без гражданства, а также гражданам России, которые не проживают постоянно на ее территории. Условие не действует, если такие лица застрахованы по ОМС, а также если международными договорами установлены положения о бесплатной помощи.
- За плату оказываются анонимные медуслуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. К таким бесспорным исключениям, например, относится анонимное тестирование на ВИЧ (п. 606, 632 СанПиН 3.3686-21).
- В письме Минздрав процитировал еще один пункт правил (пп. «г» п. 8). В нем говорится о возможности оказания платной медпомощи при самостоятельном обращении пациента в медорганизацию. Этот пункт нуждается в пояснении, которого регулятор не дал.
Правило выглядит так. Участник программы госгарантий может оказывать платную помощь «при самостоятельном обращении [пациента] за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, которые предусмотрены ст. 21 федерального закона № 323-ФЗ, а также за исключением оказания медицинской помощи в экстренной форме».
Читая данную норму дословно, можно решить, что экстренная помощь должна быть оказана любому обратившемуся бесплатно, а неотложная — платно. В Правилах № 1006 эта норма звучала аналогично с одним лишь дополнением о неотложной помощи.
Анализ положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», программы госгарантий, п. 7 Правил № 736 показал, что участник программы обязан бесплатно оказывать медпомощь в рамках программы госгарантий. Это правило действует и в том случае, когда пациент не прикреплен к клинике, но помощь предусмотрена программой. Также оно касается неотложной помощи в рамках базовой программы ОМС, которая является частью программы госгарантий.
Правило не действует, если:
- пациент обратился в клинику самостоятельно;
- у него нет полиса ОМС;
- он не прикреплен к клинике или у него нет направления;
- программа госгарантий не предусматривает положения о бесплатной помощи.
Данную позицию подтвердил ФФОМС, указав, что участники программы госгарантий обязаны оказывать помощь, включая неотложную, в рамках ОМС бесплатно.
Отказ потребителя от заключения договора ОМС не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых бесплатно в рамках программ госгарантий (абз. 2 п. 7 Правил № 736).
Тариф свободный
Минздрав просит государственные и муниципальные медорганизации установить порядок использования материально-технической базы, порядок привлечения медработников к оказанию платных услуг. Также регулятор указывает на необходимость определить цены (тарифы) на платные услуги.
При расчете цен Минздрав предлагает следующий подход: «Если медорганизация — участник программы ОМС, то соотношение тарифов на оплату медпомощи за счет средств ОМС и соответствующей платной медуслуги возможно обеспечить включением в структуру затрат, формирующих стоимость платной услуги, наименований затрат, входящих в тариф на оплату соответствующей услуги за счет средств ОМС, установленный тарифным соглашением».
Иначе говоря, при формировании цен необходимо ориентироваться на тарифы ОМС. Это можно расценить как очередную попытку ограничить предельную стоимость платных медуслуг.
В сентябре 2022 года в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому регионы предлагалось наделить полномочиями ограничивать предельную стоимость платных медуслуг, которые уже оказываются по ОМС. Пока он не рассмотрен.
Но заметим, что Правила № 736 положений о расчете цен не содержат, и в этой части мнение Минздрава носит рекомендательный характер.
Обязанности, возложенные Правилами № 736 на участников программы госгарантий, которые оказывают платные медуслуги, не решают проблему неоплаты сверхобъема медпомощи. Проект Правил № 736 предлагал позволить медорганизациям оказывать платные услуги без ограничений, после того как будут исчерпаны выделенные объемы, т.е. легализовать софинансирование населением оказания медпомощи. В итоге от этой идеи отказались. И сейчас медорганизация по-прежнему не может отказать пациенту в бесплатной помощи по причине того, что она «съела» объемы.
Согласно п. 9 Правил № 736 оказание платных услуг не должно приводить к снижению объемов и увеличению сроков ожидания бесплатной помощи. В этом ключе Минздрав акцентировал внимание на использовании при оказании платных услуг материально-технической базы, в том числе медицинского оборудования, которое приобретено за счет средств ОМС и бюджета.
Источник: ЭХО онкологии. Экспертно-аналитический вестник. 2024. №1(2)