Ссылка на оригинал: В Минздраве подтвердили запрет на использование клинрекомендаций при проверках » Медвестник (medvestnik.ru)
Клинические рекомендации (КР) — это документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. При этом они не обладают статусом нормативно-правового акта и не могут использоваться в контрольной деятельности, а практика их применения не влечет административной или уголовной ответственности.
Такие поправки, наделяющие Минздрав правом устанавливать порядок применения КР, скоро будут внесены в федеральное законодательство, сообщила 21 марта заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела ведомства Валерия Гульшина на «круглом столе» «Всегда ли клинические рекомендации обязательны к исполнению?» в Общественной палате, передает корреспондент «МВ».
«Мне до сих пор непонятно, за кем закреплена оценка результативности применения клинрекомендаций? Но обязательный это документ или нет? Да, мы должны защищать врача, но он все-таки несет ответственность за качество лечения», — отметила президент Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова.
В последние годы КР стали фундаментом системы организации медицинской помощи в России, на их основе формируются порядки, тарифы, обеспечивается маршрутизация больных. В случае их изъятия из процесса экспертизы качества медпомощи (ЭКМП) вырастет количество обращений пациентов в правоохранительные органы, а достичь национальных целей по увеличению общей продолжительности жизни будет тяжело, заявил в ходе дискуссии вице-президент Всероссийского союза страховщиков Роман Щеглеватых.
«Сегодня звучит тезис, что для госконтроля клинические рекомендации не должны применяться. Мы с этим согласны, это так и есть. В то же время ведется дискуссия: стоит ли использовать КР в экспертизе качества страховыми компаниями. Есть мнение, не только наше, но и правоохранительных органов, что в случае отмены КР при ЭКМП существенно увеличится количество обращений граждан в правоохранительные органы, потому что экспертиза на основе критериев качества будет нулевая, она почти вся безрезультатная», — подчеркнул он.
Против запрета на использование КР при экспертизе качества медпомощи высказался и сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Юрий Жулев. По его словам, работа по переводу положений клинрекомендаций в обсуждаемые критерии качества станет «практически бесконечной». При отсутствии возможности добиться положительного решения через экспертизу пациенты будут вынуждены обращаться в прокуратуру, и в этом случае ни о какой «декриминализации врачебной деятельности не может быть и речи».
Ранее Росздравнадзор провел повторный аудит готовности медорганизаций в регионах к работе в соответствии с КР, сообщал «МВ». Больше всего вопросов у врачей вызывают чек-листы для оценки качества медпомощи, «которые никто не понимает, как интерпретировать», сообщил тогда генеральный директор Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава Виталий Омельяновский. Поскольку чек-листы создаются на все практически тезисы клинрекомендаций, они де-факто делают КР обязательными, уточнил он. Опрошенные «МВ» эксперты отмечали противоречия в самих клинрекомендациях.
В середине января Минздрав разослал в профессиональные объединения разработанный ведомством проект порядка применения КР. В соответствии с ним при оказании медицинской помощи лечащий врач «самостоятельно выбирает тактику диагностики и лечения в зависимости от особенностей заболевания и состояния пациента, в том числе основываясь на клинических рекомендациях». При необходимости уточнения состояния, диагноза, определения прогноза и тактики лечения, целесообразности перевода в специализированные организации по инициативе лечащего врача может быть созван консилиум.
В случае отсутствия у медорганизации возможностей для оказания необходимой помощи пациента должны перенаправить в другое учреждение системы ОМС, в том числе другого субъекта, или организовать ее с помощью телемедицинских технологий. Аналогичный алгоритм следует использовать при отсутствии у клиники лицензии на определенный вид услуг.
Более 40% российских врачей боятся роста числа уголовных дел, а 60% — увеличения бюрократической нагрузки в связи с переходом на обязательные клинрекомендации с 1 января 2025 года. При этом только 47% хорошо ознакомлены с КР по своей специальности, 24% — не знакомы, а 27% — затруднились ответить, показал опрос, в котором приняли участие 1645 врачей из всех регионов России. Каждый пятый (19%) респондент считает, что КР содержат устаревшую информацию. Еще часть ссылались на плохое техническое оснащение больниц, дефицит помещений, сотрудников, препаратов, компетенций руководства или самих врачей. Только 11% респондентов заявили, что их учреждение полностью готово к обязательным КР.
См. также: Минздрав поставил точку в споре о клинических рекомендациях — ЭНЦИКЛОМЕДИКА (enc-medica.ru)
Минздрав обновил проект Порядка применения клинических рекомендаций
Минздрав России направил на согласование в профорганизации новую версию проекта приказа «Об утверждении порядка применения клинических рекомендаций (КР)». Документ опубликован на сайте Союза медицинских работников Чувашской Республики. В новой редакции отсутствует пункт, согласно которому КР не будут являться «обязательными требованиями» и включаться в процесс оценки соблюдения требований при госконтроле, разрешительной деятельности и других формах оценки, осуществляемых регуляторами.
В новой версии документа также отсутствует предложение не оценивать КР при экспертизе качества медпомощи, проводимой в соответствии со статьей 64 № 323-ФЗ. Тем не менее Минздрав все еще предлагает не подвергать КР проверке со стороны Росздравнадзора и формировать на основе таких алгоритмов критерии оценки качества медпомощи, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В новой версии проекта разработчики исключили пункт, характеризующий КР как основанные «на анализе научных данных, доступных во время их подготовки». В нем же было указано, что такие документы имеют практическую направленность и являются ориентиром для врача при оказании медпомощи в конкретных ситуациях. Помимо этого, в новой версии не зафиксирована обязанность федеральных и региональных органов госвласти в сфере охраны здоровья организовывать в подведомственных медучреждениях оказание медпомощи на основе КР.
В то же время Минздрав предлагает учесть в приказе случаи, когда прекращено обращение рекомендуемых к применению лекарств, лечебного питания или медицинского вмешательства. При таких обстоятельствах КР не будут использоваться, если только противоположное решение не примет врачебная комиссия.
В новой версии документа сохранился алгоритм действий при невозможности проведения медицинского вмешательства, предусмотренного клинрекомендациями. В таких случаях пациенту должна быть предоставлена рекомендуемая медпомощь с применением телемедицинских технологий. Также больной может быть направлен для получения медпомощи в организации, имеющие необходимое оснащение, в том числе путем маршрутизации пациента в медорганизацию, участвующую в реализации территориальной программы госгарантий, даже если она находится в другом субъекте РФ.
В документе сохранились и предложенные ранее нормы о свободе врача в выборе тактики диагностики и лечения заболевания из КР, порядок созыва консилиума врачей для назначения средств и препаратов, не предусмотренных алгоритмами, возможность обращения специалиста одновременно к нескольким КР при диагностике заболевания. В новой редакции остался также пункт о применении КР, размещенных на официальном сайте Минздрава до 1 июня, при формировании программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи на очередной год и плановый период.
В 2021 году Госдума приняла поправки в 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ», согласно которым все клиники и медработники обязаны следовать КР с 1 января 2022 года. Такое решение вызвало опасение профсообщества – специалисты сетовали на недоработанность клинических рекомендаций. В Минздраве же уверяли, что процесс перехода к новым правилам будет проходить поэтапно, а КР будут актуализированы. К установленному сроку все рекомендации обновить не удалось, и в конце 2022 года дата перехода на новый алгоритм работы была перенесена правительством на 1 января 2024 года.
Однако и к новому дедлайну, по мнению депутатов Госдумы, регионы технически и финансово подготовиться не смогли. Так, в конце 2023 года еще на год был отложен поэтапный переход к новым правилам. На основании последнего решения Госдумы переход на полноценную работу клиник по КР стартовал 1 января 2025 года. В марте 2024 года в правительстве уточнили, что все выпущенные до 1 января 2024 года КР, несмотря на формальную пролонгацию переходного периода, обязательны для выполнения. Тем не менее опасения у профсообщества и регуляторов по поводу нового порядка все еще остались: в сентябре 2024 года руководитель Росздравнадзора Алла Самойлова и экс-председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев обратили внимание Минздрава на необходимость учесть фактический уровень готовности клиник и врачей соответствовать нормативам. Отсутствие разъяснений по этому вопросу, по мнению участников обсуждения, могло привести к «посадкам» врачей.
Дискуссия о применении КР в профсообществе возобновилась за месяц до установленной даты – в декабре 2024 года. Так, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко раскритиковала Минздрав за слабое информирование врачей, а в «Единой России» провели специальное заседание по статусу КР под руководством главврача «Коммунарки» Дениса Проценко. Представители министерства на мероприятии пообещали утвердить четкий порядок использования КР и обновить устаревшие критерии качества медпомощи. В комиссии «Единой России» по здравоохранению, тем не менее, пообещали внести законопроект о переносе старта работы по клинрекомендациям, если обещанный Минздравом документ не будет представлен до конца 2024 года.
Несмотря на это, первая редакция такого приказа была представлена на общественное обсуждение только в январе 2025 года. В нем, в частности, была предусмотрена возможность отклониться от алгоритмов в зависимости от клинического случая – о планах зафиксировать такую опцию в декабре 2024 года на заседании профильного комитета Госдумы сообщил заместитель министра здравоохранения Евгений Камкин.
Ссылка на оригинал: Минздрав обновил проект Порядка применения клинических рекомендаций – журнал Vademecum