Письмо Роструда РФ № 3943-ТЗ от 01.12.2014 (районные коэффициенты и МРОТ)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО
от 1 декабря 2014 г. N 3943-ТЗ

В связи с письмом по вопросу структуры минимального размера оплаты труда Федеральная служба по труду и занятости сообщает следующее.
В соответствии со статьей 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда. При этом закрепляется, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 133 ТК РФ).
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При буквальном толковании вышеуказанной нормы можно было бы сделать вывод, что районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате должны включаться в состав минимального размера оплаты труда, поскольку относятся к компенсационным выплатам. Однако такой подход противоречит требованиям части второй статьи 146 ТК РФ, согласно которой труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Это означает, что при прочих равных условиях заработная плата таких работников должна быть выше, чем заработная плата лиц, работающих в обычных климатических условиях. Реализация данного требования на практике становится невозможной при включении районных коэффициентов и надбавок в минимальный размер оплаты труда.
На это неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации. Согласно его позиции, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части третьей статьи 133 ТК РФ, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 года N 162-О-О, от 25 февраля 2013 года N 327-О).
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации находит отражение и в практике Верховного Суда Российской Федерации, в ряде определений которого отмечается, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда, при условии, что их заработная плата без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (определения Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 года N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 года N 3-В11-4).
Таким образом, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Однако все вышеизложенное не относится к размеру минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Порядок его установления регламентируется статьей 133.1 ТК РФ. Часть первая указанной статьи определяет, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается региональным соглашением. Согласно части 3 статьи 133.1 ТК РФ при его установлении учитываются социально-экономические условия и величина прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается в том числе для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ.
Из вышеприведенных норм следует, что при установлении на уровне субъекта Российской Федерации размера минимальной заработной платы в нем уже учтены региональные особенности, в том числе особые климатические условия той или иной местности. Следовательно, правовые основания для исключения районного коэффициента и процентной надбавки из состава минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации отсутствуют.
Одновременно информируем, что государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации при осуществлении надзорно-контрольных мероприятий руководствуются также решениями Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации.

И.И.ШКЛОВЕЦ

ЭНЦИКЛОМЕДИКА