Ссылка на оригинал: По мнению Социального фонда в поликлинике для 42 врачей должна быть 39-часовая рабочая неделя, а не 33-часовая! | Медицинский юрист Алексей Панов | Дзен (dzen.ru)
Статья подготовлена юристом по результатам проверок Социального фонда БУЗ в части полноты и достоверности сведений, предоставляемых для получения специальной социальной выплаты работникам медицинских организаций.
Основные детали дела
Отделение Социального фонда по Пермскому краю потребовало от городской поликлиники вернуть 580 435 рублей, излишне произведенных специальных выплат за период с 01.01.2023 по 31.12.2023. Врачам: хирургам, колопроктологам, эндокринологам, урологам, онкологам, терапевтам, …. — всего 42 сотрудника, так как, по мнению Соцфонда, в отношении этих медицинских работников были предоставлены в реестры недостоверные сведения.
Таким врачам была определена 33-часовая рабочая неделя, а подлежала установлению 39-часовая рабочая неделя. Соответственно, расчет специальной социальной выплаты необходимо производить пропорционально отработанному времени, а не в полном объеме.
Поликлиника обратилась в суд с заявлением о признании недействительными решения по результатам проведенной проверки полноты и достоверности сведений, предоставляемых медицинскими организациями для получения специальной социальной выплаты работниками медицинских организаций, вынесенного отделением Социального фонда (СФ).
По мнению СФ, поскольку врачи-специалисты поликлиники помимо амбулаторного приема пациентов осуществляют иную работу (ведут диспансерное наблюдение больных, участвуют в проведении экспертизы временной нетрудоспособности и пр.), постольку спорным сотрудникам не может быть определена сокращенная 33-часовая рабочая неделя.
Ход судебного процесса
Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 350 ТК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» продолжительность рабочего времени медицинских работников определена в зависимости от должности и (или) специальности.
Из содержания пункта 1 Постановления № 101 следует, что для медицинских работников установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности: 36 часов в неделю — по перечню согласно приложению № 1; 33 часа в неделю — по перечню согласно приложению № 2…
Согласно приложению № 2 сокращенная 33-часовая рабочая неделя установлена для следующих категорий медицинских работников:
I. Лечебно-профилактические организации, учреждения (поликлиники, амбулатории, диспансеры, медицинские пункты, станции, отделения, кабинеты) — врач, осуществляющий проведение исключительно амбулаторного приема больных.
Поликлиника является медицинской организацией, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в базовой программе обязательного медицинского страхования. В указанном медицинском учреждении оказывается первичная медико-санитарная помощь населению по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях. Это относится к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях.
По смыслу статьи 32 Закона № 323-ФЗ под амбулаторным приемом следует понимать прием в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.
Анализ представленных медицинской организацией в материалы дела позволяет суду прийти к выводу, что спорными специалистами в 2023 году осуществлялся амбулаторный прием пациентов. Доказательства оказания врачами-специалистами медицинской помощи на иных условиях в материалах дела отсутствуют.
Выводы СФ об осуществлении спорными врачами узких специальностей иной работы, кроме амбулаторного приема, в том числе санитарно-просветительной и другой профилактической работы, носят предположительный характер и документально не подтверждены. По сути, определение характера выполняемой сотрудниками поликлиники работы проведено контролирующим органом без исследования первичных учетных документов.
При таких обстоятельствах оснований для применения с целью расчета специальной социальной выплаты нормы продолжительности рабочего времени в количестве 39 часов в отношении спорных 42 сотрудников медицинской организации у СФ не имелось.
При указанных обстоятельствах со стороны поликлиники сокрытия или предоставления недостоверных сведений в части данных о норме продолжительности рабочего времени судом не установлено, следовательно, выводы СФ об излишне понесенных расходах на выплату специальной социальной выплаты являются необоснованными.
Ссылки СФ на приказ Министерства здравоохранения Пермского края судом исследованы, но не приняты во внимание, поскольку указанный приказ носит рекомендательный характер, а Министерство здравоохранения Пермского края не отнесено к органам, уполномоченным на установление нормы рабочего времени медицинским работникам.
Решение суда
Требования поликлиники удовлетворены, решение Социального фонда по Пермскому краю признано недействительным, с СФ в пользу поликлиники взыскано возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме три тысячи рублей.
Решение вступило в законную силу.
Комментарий юриста
1. Достоверность информации и ответственность за ошибки
В данном деле ключевым моментом является вопрос о достоверности данных, представленных поликлиникой в СФ. Факт, что СФ потребовал возврат излишне выплаченных средств, основан на предположении о недостоверности сведений о рабочем времени врачей. Суд, однако, отметил, что отсутствуют документальные доказательства таких нарушений, что подчеркивает важность для учреждений здравоохранения обеспечивать точные данные о рабочем времени и выполненных обязанностях сотрудников.
2. Правильность расчета рабочего времени
В соответствии с действующим законодательством для медицинских работников, осуществляющих амбулаторный прием, установлена сокращенная рабочая неделя — 33 часа.
Суд подтвердил, что поликлиника правильно применила данные нормы к своим врачам. Это важно, поскольку неправильный расчет рабочего времени может стать основанием для требований о возврате средств.
3. Роль контрольных органов
Судебная практика показывает, что контрольные органы должны основываться на фактических данных и исследовать первичные учетные документы. В данном случае контрольный орган (СФ) не предоставил доказательства, подтверждающие свои выводы о предполагаемом нарушении. Это говорит о необходимости более тщательной работы контролирующих органов, которые должны основываться на фактах, а не предположениях, особенно в таких деликатных вопросах, как выплаты работникам медицинской сферы.
4. Правовая природа увеличенной рабочей нагрузки
Важно отметить, что если врачи действительно осуществляют дополнительные обязанности, такие как диспансерное наблюдение или экспертиза временной нетрудоспособности сверх установленного рабочего времени, это должно документироваться.
Суд указал на отсутствие доказательств выполнения врачами дополнительных функций, что ставит под сомнение выводы СФ. Это подчеркивает необходимость прозрачности и документального оформления всех видов работ, выполняемых медицинскими специалистами.
5. Решение суда и его последствия
Решение суда о признании недействительными требования СФ создает прецедент для других медицинских учреждений, оказавшихся в аналогичной ситуации.
Суд подчеркнул, что любое требование о возврате средств должно быть обоснованным и документально подтвержденным.
Кроме того, возврат расходов по уплате государственной пошлины также свидетельствует о том, что суд признал позицию поликлиники правомерной, что должно оказать позитивное влияние на подобные дела в будущем и повысить правовую защиту медицинских учреждений.