Ссылка на оригинал: Не всегда врачи виноваты: суд не увидел связи между медпомощью и смертью пациента — Национальный аналитико-экспертный центр здравоохранения (naecz.ru)
О сути спора
Пациент обратился в медицинский центр с жалобами на повышение артериального давления, нарушение сна и другие симптомы. Его осмотрел врач-терапевт, назначил лечение, открыл листок нетрудоспособности и дал рекомендации. Спустя неделю пациента выписали в связи с улучшением состояния здоровья. А на следующий день он погиб, выпав из окна. Как утверждали родственники, он желал покончить жизнь самоубийством, для чего сначала принял таблетки.
Родственники обратились в Следственный комитет, но проверка по сообщению о преступлении установила, что погибший получил травмы в результате свободного падения с большой высоты. Кроме того, судебно-медицинская экспертиза не обнаружила следов препарата при исследовании трупа.
Уголовное дело не возбудили, тогда родственники погибшего обратились в суд. В качестве доказательства они представили рецепт на препарат, который якобы выписал врач общей практики. Но сам врач заявил, что такого пациента он не наблюдал и рецепт не выдавал.
Как рассудили?
Три судебные инстанции решили, что причинно-следственной связи между действиями медиков и смертью пациента нет, а из окна он выпал в результате своих собственных действий.
Выводы были следующими:
- версия истцов о том, что погибший целенаправленно причинял себе вред, желая покончить жизнь самоубийством, не доказана: то, что он выпил таблетки, не подтвердило вскрытие;
- погибший не состоял на учете у психиатра, регулярно проходил медицинские осмотры и никаких отклонений в его поведении не было зафиксировано;
- к летальному исходу привели собственные действия пациента.
Примечательно, что по делу не проводилась судебно-медицинская экспертиза на предмет качества медпомощи, но суд кассационной инстанции не усмотрел1 в этом нарушений и указал, что ни одно из доказательств не имеет преимущества перед другими, а все доказательства оцениваются в совокупности.
Для справки:
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон обязана представить доказательства своих требований и доводов.
В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами могут быть объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио/видеозаписи и заключения экспертов. При этом закон не упоминает о том, что одно доказательство имеет большую силу нежели другое только исходя из своего вида.
Когда и в каком размере можно требовать компенсацию морального вреда?
Пациент вправе2 требовать компенсацию морального вреда в случае причинения ему физических или нравственных страданий действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага, нарушающими его личные неимущественные права и/или нарушающими его имущественные права.
Размер требований законом не ограничен, но, так как нет универсальной шкалы и методики его расчета, окончательное решение остается на усмотрение суда.
В чем выражаются страдания?
Под физическими страданиями следует понимать:
- физическую боль, связанную с повреждением здоровья;
- заболевание, в том числе перенесенное из-за нравственных страданий;
- ограничение возможности передвижения из-за повреждения здоровья;
- болезненные симптомы.
Нравственные страдания связаны с эмоционально-психологической стороной и могут выражаться в том, что потерпевший испытывает:
- чувство страха, унижения, беспомощности, стыда и разочарования;
- осознание своей неполноценности из-за ограничений, которые повлекло причинение увечья;
- переживания из-за потери работы или невозможности продолжать активную общественную жизнь, раскрытия семейной или врачебной тайны, распространения порочащих сведений, ограничения или лишения прав, утраты родственника.
Отметим, что отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья не может быть основанием3 для отказа в иске о компенсации морального вреда, если потерпевший испытывает нравственные страдания.
Как показывает судебная практика, родственники пациента могут взыскать компенсацию морального вреда, но для этого есть, как минимум, два условия:
- дефекты медпомощи, которые состоят в причинно-следственной связи с наступившими последствиями;
- доказательства того, что истцы претерпели нравственные страдания.
На размер компенсации в подобных спорах влияет множество факторов. Помимо прочего, суд будет исследовать и степень родства, и сложившиеся отношения между истцом и умершим. Почему? По этим обстоятельствам определяются характер и степень перенесенных страданий. Подробнее можно прочитать здесь и здесь.
Когда суд взыщет компенсацию?
Изучение практики показывает, что двух одинаковых споров не бывает, и в каждом случае есть свои обстоятельства, придающие ему индивидуальность и требующие индивидуального подхода. Но условно можно выделить две большие группы ситуаций, при которых возможно взыскание компенсации:
- некачественное оказание медпомощи прямо либо косвенно способствовало причинению вреда здоровью (например, неверно поставлен диагноз);
- вред здоровью не причинен, но нарушены права пациента.
Резюме
По искам родственников умерших пациентов о взыскании морального вреда ключевую роль играет причинно-следственная связь между наступившим вредом и неправомерными действиями врачей.
Такая связь может быть и косвенной, если дефекты оказания медпомощи могли способствовать ухудшению состояния здоровья пациента, которое привело в конечном итоге к его смерти.
Медорганизация в свою защиту должна доказать качество оказанных медицинских услуг, правомерность действий врачей и отсутствие их вины. Однако эта обязанность вовсе не отменяет того, что истец должен доказать свои требования в споре.
1 Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2025 № 88-5389/2025 (УИД 53RS0022-01-2023-005080-37).
2 ч. 1 ст. 151, п. 1 ст. 1064 ГК РФ; п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33.
3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 33.