Как знакомить пациентов и их представителей с меддокументами: 10 сложных вопросов приказа Минздрава 1050н

С 1 марта 2022 года меняются правила ознакомления пациентов и их представителей с меддокументацией. Это предусмотрено Приказом Минздрава РФ от 12.11.2021 № 1050н Предыдущие правила (Приказ Минздрава РФ от 29.06.2016 № 425н) утрачивают силу.

Главной причиной изменений стали требования Федерального закона от 02.07.2021 № 315-ФЗ, которые с лета 2021 года разрешили пациенту (его законному представителю) определять лица, которым может быть передана информация о состоянии здоровья, в том числе после его смерти, а супругу, близким родственник либо иным лицам, указанные в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или ИДС – получать медицинские документы (их копии) и выписки из них, в т.ч. после его смерти, если пациент не запретил.

Что изменилось в приказах:

Было, Приказ Минздрава № 425нСтало, Приказ Минздрава № 1050н
Запрос на ознакомление подается в письменной формеЗапрос на ознакомление подается в письменной и электронной форме
Запрос на ознакомление могут подать пациент и его законные представителиЗапрос на ознакомление могут подать любые лица, указанные пациентом (его законным представителем) в письменном согласии на разглашение врачебной тайны или в ИДС
Пациент (его законный представитель) разрешает ознакомление с его врачебной тайнойПациент (его законный представитель) разрешает ознакомление с его врачебной тайной, в т.ч. после его смерти
Максимальный срок ожидания ознакомления – 30 календарных днейНа регистрацию запроса – 1 рабочий день, на уведомление о регистрации – 2 дня, ожидание ознакомления – до 10 дней, непосредственно ознакомление – до 5 дней
Ознакомление производится в специальном помещенииВыделение специального помещения не требуется
Клиника ведет журналы учета ознакомленийЖурналы учета ознакомлений отменены: вся информация об ознакомлении указывается в медкарте пациента
Производится ознакомление с бумажной меддокументациейТо же. Если меддокументация ведется в электронной форме, клиника ее распечатывает и заверяет
Клиника делает копию меддокументации перед ознакомлениемОтменена обязанность клиники делать копию меддокументации перед ознакомлением
Заявителям можно делать копии и выписки из меддокументации

1. Как организовать ознакомление по новым правилам?

Издайте приказ о порядке ознакомления с меддокументацией или актуализируйте имеющийся, уточните ответственных лиц. Обратите внимание работников канцелярии на то, что необходимо уведомлять заявителей о регистрации запроса, а также о том, что при приеме запроса в обязательном порядке надо брать с них контактный номер телефона и/или адрес электронной почты. Если заявитель отказался давать и то, и другое, то такой запрос можно рассматривать как несоответствующий ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

2. Как и когда работнику канцелярии уведомить заявителя о регистрации запроса?

Это надо сделать в течение следующего рабочего дня после приема запроса, по телефону или по электронной почте. Сообщить надо дату регистрации и входящий номер. После уведомления нужно сделать отметку на запросе о том, что уведомление произведено (за подписью работника канцелярии). Главной целью такого уведомления является информирование заявителя, поэтому если заявитель при подаче запроса получил его копию с датой регистрации и входящим номером, уведомлять не надо.

В этот же день (второй рабочий день после поступления запроса) нужно уведомить заявителя о датах ознакомления: это период в 5 рабочих дней начиная с 10-го дня после поступления запроса. Способ уведомления такой же: по телефону или по электронной почте. Также нужно сделать соответствующую отметку в запросе.

В обоих случаях доказывать факт получения заявителем такого уведомления не надо.

3. Как ознакамливать с меддокументацией с истекшим сроком хранения?

Меддокументация имеет срок хранения. По истечении такого срока меддокументация подлежит уничтожению с составлением акта. Например, медицинские карты амбулаторного и стационарного больного хранятся 25 лет. Если поступил запрос на ознакомление с такой документацией, надо разъяснить заявителю требования закона о сроках хранения обратным письмом. Отчитываться перед заявителем о факте уничтожения не надо.

4. Как установить время ознакомления с меддокументацией?

Ознакамливаться с меддокументацией заявитель вправе в течение 5 рабочих дней, но только в пределах часов работы ответственного работника (в законе говорится про график работы медорганизации, но как быть в ситуации, если это круглосуточный стационар, приказом не уточнено). Уведомляя заявителя о датах ознакомления, следует ему сообщить допустимые часы для ознакомления. При окончании рабочего дня ответственный работник сообщает об этом заявителю и вправе забрать меддокументацию.

5. Вправе ли заявитель делать фото- и видеосъемку ознакомления?

Нет, не вправе. Закон такого права заявителю не предоставляет (ни в Приказе 425н, ни в Приказе 1050н). В обоснование отказа можно указать заявителю, что такое право у него отсутствует, что имеется право на запрос копии меддокументации (Приказ Минздрава РФ от 31.07.2020 № 789н), а также то, что несанкционированная фото- и видеосъемка незаконна, нарушает право физического (ответственный работник) и юридического (клиника) лиц и не является доказательством в суде. На практике был случай, когда за отказ сфотографировать медкарту заявитель вызвал сотрудников полиции и УУП, а в последующем подал заявление. По мнению сотрудников полиции, права заявитель таким отказом не нарушаются.

6. Что понимается под правом заявителя делать выписки, снимать копии, в т.ч. с помощью технических средств?

Заявителю предоставлены расширенные права по сбору доказательств, в т.ч. минуя требования Приказа Минздрава РФ от 31.07.2020 № 789н (согласно которому для получения копии меддокументов заявитель должен подать соответствующее заявление). Следует полагать, что под выпиской законодатель понимает воспроизведение документа от руки, а копирование – точное воспроизведение с помощью технических средств. При этом клиника не обязана помогать заявителю в реализации таких прав: обеспечивать его бумагой, принтером или картриджем. В то же время это можно предложить ему сделать за плату, реализуя право клиники на оказание сервисных услуг.

Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 24.01.2013 по делу № 11-1880 указано: «В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выдача копий медицинских документов не является медицинской услугой, а потому платная основа ее предоставления не противоречит требованиям закона.».

7. Как реализовывать право пациента на ознакомление с меддокументацией на койке, на амбулаторном приеме, дома?

Пациент, реализуя свои права, не вправе нарушать права третьих лиц, в т.ч. юридических. Это относится и к правилам работы с меддокументацией. Например, при нахождении в стационаре пациенту может быть обоснованно отказано в ознакомлении с интересующими записями в медкарте, если они еще не сделаны. При оказании первичной медико-санитарной помощи ознакомление с медкартой во время приема невозможно, так как нарушает права других пациентов на прием по времени в талоне (специальные комнаты для ознакомления при этом отменены!). А ознакомление с меддокументацией дома технически невозможно, так как врач, как правило, не берет медкарту с собой на вызов во избежание возможной потери. В таких ситуациях пациенту можно предложить подать заявление в общем порядке (в ситуации со стационаром такой запрос должен быть обоснован пациентом и заверен заведующим).

8. Заявитель не успел ознакомиться с меддокументацией в установленные сроки и ходатайствует о переносе срока. Как это организовать?

Приказ Минздрава 1050н никак не разъясняет эту ситуацию. Следует считать, что заявитель не реализовал свое право на ознакомление, и с него можно требовать нового запроса. Процедура (со сроками) будет повторена, при этом закон не ограничивает, сколько раз заявитель может просить его ознакомить с одной и той же документацией.

9. Хотя приказ и обязывает заявителя аккуратно и бережно обращаться с меддокументаций, возможно всякое, в т.ч. и намеренная ее порча. Как подстраховать клинику?

Приказ не запрещает предложить заявителю ознакомится с правилами ознакомления с меддокументацией (помимо устного уведомления о таких же правилах).

Также не запрещено и использовать помещение для ознакомления, оснащенное камерой видеонаблюдения. Об этом заявителю надо сообщить (например, вывесив соответствующее объявление). Обоснованием такой видеосъемки будет сбор, хранение, обработка и предоставление операторам информационных систем для антитеррористической, пожарной безопасности и пр. (см. Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 № 1333-О, Апелляционное определение Мособлсуда от 02.10.2012 № 33-19415/2012).

Кроме того, о любом факте порчи (правки) нужно составить акт с перечнем нарушений.

10. Как ознакамливать с меддокументацией заявителя, если запрос поступил по электронной почте, а в согласии на разглашение врачебной тайны и ИДС нет конкретного ФИО (например, указано только «жене»)?

Запрос, поступивший по электронной почте, не позволяет идентифицировать заявителя. Однако отказ в приеме такого обращения Приказом Минздрава 1050н не предусмотрен. Перед ознакомлением надо установить, поименован ли такой заявитель в согласии на передачу врачебной тайны или в ИДС, и сравнить их с паспортом заявителя.

В случае сомнений в адресате электронного письма можно предложить заявителю подать заявление в письменной форме (так, суды запрещают предоставлять сведений по запросу при наличии сомнений в подлинности поданных заявителем сведений, см. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 01.10.2014 № 33-9443/2014).

Кроме того, форма ИДС (Приказ Минздрава России от 20.12.2012 № 1177н, с 1 марта 2022 года — Приказ Минздрава России от 12.11.2021 № 1051н) предусматривает, что при заполнении ИДС пациент обязан указать ФИО и контактный номер доверенных лиц. Поэтому неполностью заполненную форму можно рассматривать как нарушение (тут следует понимать, что пациент не всегда может полностью заполнить меддокументацию, например, из-за проблем со зрением, координацией и пр.). Поэтому каждую такую ситуацию следует рассматривать отдельно.

Примерную форму согласия на передачу врачебной тайны смотри ниже.

Согласие пациента на передачу его персональных данных и сведений, составляющих врачебную тайну

Я, _________________________________________________________ (Ф. И. О. пациента), «__» _______ ____ г. р., зарегистрированный по адресу: _____________________________________________________________________________,

Паспорт: серия ____ номер______ выдан «__» ______ _____ г. _____________, разрешаю

предоставлять, передавать мои персональные данные, содержащие сведения, составляющие врачебную тайну, в т.ч. после моей смерти, следующим лицам:

_______________________________________________ (Ф. И. О., данные паспорта)

_______________________________________________ (Ф. И. О., данные паспорта)

Передача моих данных иным лицам или иное их разглашение может осуществляться только с моего письменного согласия.

Настоящее согласие дано мной с даты его подписания и действует бессрочно. Я оставляю за собой право отозвать свое согласие.


Подпись пациента/законного представителя пациента: ______________/_____________

                                                                                                   (подпись, расшифровка)

Пациент подписался в моем присутствии:

___________/________________

(подпись врача, расшифровка с указанием должности)

ЭНЦИКЛОМЕДИКА