Согласно ч.2 ст.21 данного Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).
Существует несколько доводов, позволяющих клинике отказать пациенту в прикреплении:
- на момент обращения пациента лица количество прикрепленного населения для медицинского обслуживания в клинике превышает установленный норматив (см.: Суд: поликлиника может отказать пациенту в прикреплении из-за переполненного участка — ЭНЦИКЛОМЕДИКА (enc-medica.ru);
- клиника не имеет прикрепленного населения и оказывает специализированную (консультативную) медицинскую помощь конкретной категории лиц, к числу которых Застрахованное лицо не относится (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.06.2019 по делу № 33-9875/2019);
- военный пенсионер должен получать медпомощь по терпринципу, при наличии направления пенсионных органов МВД РФ (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2023 по делу № 33-17600/2023).
Для ответа заявителю можно использовать следующую формулировку:
Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2012 № 406н, Приказом Минздрава РФ от 21.12.2012 № 1342н, Информация ФФОМС от 02.04.2019 «О праве застрахованных лиц в сфере ОМС на выбор или смену поликлиники».
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, п. 12-15 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 15.05.2012 № 543н (для взрослого населения), п. 6 Приказа Минздрава РФ от 07.03.2018 № 92н (для детского населения), медико-санитарная помощь населению организуются по территориально-участковому принципу, с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан.
Территориально-участковый принцип заключается в формировании групп обслуживаемого контингента в целях приближения их к месту жительства (пребывания) или по признаку работы (обучения) в определенных организациях и (или) их подразделениях.
Установленная численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет: на терапевтическом участке 1700 человек на одного врача-терапевта, на педиатрическом участке 800 детей на одного врача-педиатра.
Прикрепление дополнительного количества обслуживаемого населения, зарегистрированного (пребывающего) вне зоны обслуживания, приведет к дальнейшей загруженности врачей, может повлечь за собой реализацию права врача отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения (п. 3 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ), нарушению требований к охране труда работников из-за превышения допустимой нагрузки, невозможности осуществления посещений пациентов на дому (патронаж, плановые, по вызову) и пр.
В этой связи, руководствуясь исключительно заботой о качестве обслуживания населения, поликлиника вправе предложить заявителю рассмотреть вопрос о выборе иного амбулаторно-поликлинического учреждения для оказания медицинской помощи.
Кстати, два важных вывода сделал ФФОМС в Письме от 08.09.2021 № 00-10-30-2-06/5050:
— для получения застрахованным первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медико-санитарной помощи в рамках ОМС гражданин по месту пребывания должен выбрать медорганизацию для получения первичной медико-санитарной помощи;
— оказание застрахованному лицу по ОМС специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению лечащего врача медорганизации, к которой гражданин прикреплен для получения первичной медико-санитарной помощи.