Ссылка на оригинал: Медицинский вестник
Пленум Верховного суда (ВС) принял новый порядок возмещения морального вреда (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»). Теперь обязанность доказать наличие оснований для освобождения от ответственности полностью ляжет на ответчика, в том числе медицинские организации и врачей.
В частности, ВС разъяснил, что медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники напрямую несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни или здоровью гражданина, а потому обязаны компенсировать моральный вред, причиненный некачественным оказанием медпомощи. Разбирая подобные иски, суду надлежит установить, были ли приняты медиками при оказании помощи пациенту «все необходимые и возможные меры для его своевременного и квалифицированного обследования в целях установления правильного диагноза» и «соответствовала ли организация обследования и лечебного процесса установленным порядкам оказания медицинской помощи, стандартам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения)». Суд должен выяснить, повлияли ли выявленные дефекты оказания медицинской помощи на правильность проведения диагностики и назначения соответствующего лечения и как следствие — на течение заболевания пациента.
Именно медицинские организации или медработники, выступая в качестве ответчиков, должны будут доказать отсутствие своей вины в оказании медицинской помощи и отсутствие возможности избежать неблагоприятного исхода. «На медицинскую организацию возлагается не только бремя доказывания отсутствия своей вины, но и бремя доказывания правомерности тех или иных действий (бездействия), которые повлекли возникновение морального вреда», — отметил Пленум ВС.
В таких случаях суды должны установить:
— были ли приняты все возможные меры для своевременного и верного обследования пациента;
— соблюдались ли порядки оказания медпомощи, стандарты и клинические рекомендации;
— повлияли ли дефекты медпомощи на правильность диагностики и лечения;
— привели ли недостатки к ухудшению здоровья, неблагоприятному исходу.
Медорганизации нужно обосновать правомерность действий (бездействия), которые повлекли моральный вред. Она обязана доказать отсутствие вины и возможности оказать помощь при надлежащей квалификации врачей и правильной организации лечебного процесса.
Пленум также указал, что на компенсацию имеют право и члены семьи пациента, если моральный вред причинен лично им. Это возможно, например, когда член семьи:
— перенес заболевание из-за нравственных страданий после утраты родственника;
— переживал по поводу неверного диагноза или недооценки тяжести состояния родственника;
— видел страдания близкого человека;
— осознавал, что родственника можно было спасти при надлежащей медпомощи.
В конце 2019 года Верховный суд запретил судам произвольно снижать сумму компенсаций морального вреда без объяснения мотивов. Медицинские юристы сообщали, что такое решение может привести к росту издержек медорганизаций на выплаты пациентам вследствие нанесенного вреда здоровью.
См. также: Важные позиции высших судов России по медицинским спорам — ЭНЦИКЛОМЕДИКА (enc-medica.ru)