Оборот белья в клинике: инструкция

Любая клиника, у которой есть стационар, обязана организовать работу по соблюдению бельевого режима. Это такие требования, которые направлены на снижение риска возникновения и распространения внутрибольничных инфекций (ВБИ).

В клинике все процессы, связанные с оборотом белья, должны быть максимально механизированы. Это означает, что должна быть обеспечена поточность технологического процесса. Поэтому в клинике должна быть разработана Инструкция по обороту нательного и постельного белья, в т.ч. арендуемого . В ней максимально подробно должны быть изложены принципы и последовательность оборота белья. Инструкция вводится в действие приказом по учреждению.

Бельевой режим в клинике обеспечивают сотрудники, например, сестры-хозяйки (кастелянши) отделений, работники складов, а также сотрудники сторонних организаций (если белье арендованное или заключен договор с организаций-аутсорсером).

Непосредственную ответственность за соблюдением бельевого режима в отделении несут старшие медицинские сестры отделений (п. 3.6 МУ 3.5.736-99).

Кроме того, за сбор, хранение и транспортирование грязного белья – сестры-хозяйки (кастелянши) (п. 4.12 МУ 3.5.736-99).

Помимо этого, за санитарно-противоэпидемическое состояние прачечной – ее заведующий (п. 9.7 МУ 3.5.736-99).

Обязанности ответственных работников

  • при сборе грязного белья запрещается встряхивать его и бросать на пол (п. 4.4 МУ 3.5.736-99);
  • загрязненное биологическими выделениями белья должно подвергаться незамедлительной дезинфекции в санитарной комнате (п. 4.7 МУ 3.5.736-99),
  • грязное белье необходимо помещать в тару и хранить в центральных кладовых (п. 4.25.4 СП 2.1.3678-20). К таким тарам относятся, например, мешки из плотной ткани, клеенки, полипропилена, баки с крышками, бельевые тележки и т.д. (п. 4.5 МУ 3.5.736-99);
  • центральная кладовая для грязного белья должна быть оборудована напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха (п. 4.25.4 СП 2.1.3678-20);
  • каждый случай смены постельного белья должен фиксироваться в истории болезни в графе «Смена постельного белья»;
  • грязное белье необходимо сдавать в прачечную, исключая перечение потоков с чистым бельем;
  • транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах), выделенным автотранспортом. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре не допускается (п. 4.25.5 СП 2.1.3678-20).

Объем выделяемого в пользование белья зависит от коечной мощности отделений клиники.

Такой список белья утверждается руководителем в соответствии с действующими нормативами. Об этом Приложение № 1 к Приказу Минздрава СССР от 15.09.1988 № 710).

Кроме того, каждый предмет белья является материальной ценностью клиники и подлежит учету, инвентаризации и маркировке.

Правила сортировки и хранения белья

Допускается временное хранение (не более 12 ч) грязного белья в отделениях в санитарных комнатах или других специально отведенных для этой цели помещениях, в закрытой таре (металлических, пластмассовых бачках, плотных ящиках и других емкостях, подвергающихся дезинфекции) (п. 4.9 МУ 3.5.736-99).

Грязное белье сортируется в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной механической вентиляцией, и обрабатывается в прачечной.

Срок хранения грязного белья в прачечной – не более 3-х суток для средне-загрязненного белья и не более 1-х суток для сильно-загрязненного белья. Важно, чтобы нормы расхода порошка, дезсредств и мыльно-содового раствора при обработке белья должны соответствовать требованиям Правил технологического процесса обработки белья в прачечных (утв. Минжилкомхозом РСФСР 14.12.1972), а в случае обработки инфицированного белья – требованиям п. 6.3 МУ 3.5.736-99.

Помимо этого, обработка изделий медицинского назначения должна производиться на специально выделенном оборудовании. Об этом п. 5.12 ГОСТ Р 52058-2003. Кроме того, должен соблюдаться режим стирки и дезинфекции, см. Приложения 1,2 к МУ 3.5.736-99.

Нормативные требования обработки белья

Основа бельевого режима, а именно качественная обработка белья в специальных прачечных, должна соответствовать требованиям нормативных документов:

  • «СП 1.2.1318-03. Порядок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I — IV групп патогенности»;
  • «СП 3.5.1378-03. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»;
  • «МУ 3.5.736-99. Дезинфектология. Технология обработки белья в медицинских учреждениях. Методические указания»;
  • «Инструкция по технологии обработки белья медицинских учреждений на фабриках-прачечных» (утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 16.07.1986 № 330)
    из информационного банка «Отраслевые технические нормы»;
  • «ГОСТ Р 52058-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия».

Прежде всего со стороны клиники должен проводиться постоянный производственный контроль соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при обработке белья. Об этом СП 1.1.1058-01, п. 10 МУ 3.5.736-99, раздел 9 ГОСТ Р 52058-2003). Такие действия, например, приобретают особую важность в условиях стирки белья сторонней организацией на условиях аутсорсинга.

Стоит отметить, что в отделении должны соблюдаться требования:

— во-первых, к оборудованию и внутренней отделке помещений. Это наличие умывальника, устройства для обеззараживания воздуха, возможность уборки помещения дезифектантами;

— во-вторых, по уборке (ежедневная уборка дезинфицирующими средствами помещений),

— в-третьих, к персоналу. Так, персонал должен быть обеспечен спецодеждой, кожными антисептиками и СИЗами – халатом, шапочкой, печатками, медицинской маской и респиратором

ЭНЦИКЛОМЕДИКА