Новые правила работы медсестер с меддокументами в 2022 году

В 2021 году «регуляторной гильотиной» были отменены ряд нормативных актов, ранее помогавшим в работе главным медсестрам. Например, ОСТ 42-21-2-85. Отраслевой стандарт. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы» (утв. и введен в действие Приказом Минздрава СССР от 10.06.1985 № 770), который устанавливал требования к дезинфекции, утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Приказа Минздрава России от 24.08.2020 № 889.

Меддокументы также претерпели ряд изменений. Особенно это коснулось работы с НС и ПВ, а также меддокументации приемного отделения и ПАО.

Отменен Приказ Минздрава СССР от 03.07.1968 № 523

В связи с его отменой поручите старшим медсестрам исключить указание на внутренней стороне дверок шкафа надписи «А» и перечня ядовитых лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз (п. 4 Приложения № 4 к Приказу), а также на внутренней стороне дверок сейфа и шкафа, в которых хранятся лекарственные средства списка А, надписи «A Venena», а на внутренней стороне дверок шкафа, в котором хранятся лекарственные средства списка Б, — надписи «Б Heroica» и переченя ядовитых, сильнодействующих лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз (п. 5 Приложения № 5 к Приказу).

Теперь отсутствие таких указаний на дверках шкафов и сейфов не является нарушением.

Признан утратившим силу Приказ Минздрава России от 12.11.1997 № 330

Вместе с ним перестал официально использоваться, например, Журнал учета неиспользованных рецептов и остатков наркотических средств и психотропных веществ, сданных родственниками умерших онкологических больных (Приложение 6) и Акт на уничтожение использованных ампул из-под наркотических средств и психотропных веществ (Приложение 10). Однако замены ему нет. Поэтому утвердите аналогичные формы приказом по организации (без ссылки на НПА) для использования в работе.

Эти формы будут действовать до издания новых требований.

Не забудьте проверить, как исполняется требования Постановления Правительства РФ от 19.10.2020 № 1708, которое ввело 5-ую категорию помещений для хранения НС и ПВ вместо имеющихся четырех. К 5-й категории отнесены помещения тех обособленных подразделений медорганизации, которые отпускают физлицам наркотические и психотропные препараты. Эти помещения предназначены для хранения месячного запаса указанных препаратов.

С 01 марта 2021 действует Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1495

Оно отнесло бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (торговые наименования «Феназепам», «Элзепам», «Феназептин», «Фезанеф», «Фенорелаксан», «Транквезипам») к списку II, т.е. к сильнодействующим веществам, не являющихся прекурсорами НС и ПВ. Напомните старшим медсестрам, работающим с НС и ПВ, что все препараты, в которых имеется такое вещество, необходимо перевести на ПКУ.

При этом вести учет ПКУ нужно уже с 01.03.2021, как об этом упоминает Письмо замминистра здравоохранения РФ от 22.03.2021 № 25-4/И/2-4290.

Журнал учета таких операций установлен в Приложении № 3 к Приказу Минздрава России от 17.06.2013 № 378н. Данный приказ не подпал под «регуляторную гильотину» и форму журнала можно по-прежнему использовать в работе.

Имеются противоречия по срокам хранения журнала учета операций. По требованиям ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ – это не менее 5 лет после отчетного года. А по п. 3, 11 Приложения № 2 к Приказу Минздрава России от 17.06.2013 № 378н, п. 15 Приложения № 2 к Приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н – 3 года. Во избежание нарушений, срок хранения таких журналов учета следует установить 5 лет.

Продолжает действовать Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 № 706н

Так, в п. 10 Правил указано, что хранящиеся ЛС должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства).

Предложите старшим медсестрам форму такой стеллажной карты, которая устроит проверяющих Приложение № 1).

Действует Приказ Росздравнадзора от 09.11.2017 № 9438

При контроле использования холодильного оборудования обратите внимание старших медсестер, что согласно РЗН проверяет не только температуру в холодильнике, но и то, имеется ли на нем шильд с указанием наименования, марки, инвентарного номера и емкости. При этом РЗН ссылается на пп. 21, 36, 37 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н.

Не забудьте проверить, установлено ли приказом по учреждению лицо, ответственное за снятие показаний температурного режима в холодильниках.

Введен в действие ОФС.1.1.0010.18 Общая фармакопейная статья. Хранение лекарственных средств» (утв. и введена в действие Приказом Минздрава России от 21.04.2020 № 352)

В связи с этим и переходом на фармакопейные статьи XIV издания, изменились требования к уровню влажности при хранении лекарственных средств. Предложите старшим медсестрам сводную таблицу по изменения, для учета в работе (Приложение № 2).

Взамен Приказа Минздрава РФ от 17.05.2012 № 565н с 30.08.2021 действует Приказ Минздрава РФ от 24.06.2021 № 664н

Поручите старшей медсестре приемного отделения проверить правильность сообщения о поступлении отдельных категорий пациентов.

Кардинальные отличия связаны с изменениями, введенными Федеральным законом от 22.12.2020 № 438-ФЗ, который расширил права полиции на получение сведений, составляющих врачебную тайну пациентов.

Проинформируйте работников, что теперь надо информировать территориальный отдел полиции о поступлении не только пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий, но и:

  • о пациентах с признаками причинения вреда здоровью противоправными действиями;
  • лицах, которые не могут сообщить данные о своей личности;
  • смерти пациентов, личность которых установить не удалось.

В первом случае перечень Приказа Минздрава РФ от 17.05.2012 № 565н дополнен требованиями, что сообщать в полицию нужно обо всех случаях отравления психоактивными веществами, в том числе алкоголем! Это позволит выявлять злоупотребление контрафактом.

Информацию, как и ранее, надо передавать телефонограммой с последующей досылкой Извещения. Напомните работникам, что телефонограмму нужно направить в течение суток с момента поступления пациента. Раньше таких сроков не было!

Извещение нужно передать в течение суток, а не в течение 1 рабочего дня, как это делается сейчас. Причем сделать это можно как на бумаге (за подписью ответственного работника (а не главврача или его заместителя, как сейчас) и печатью организации), так и посредствам ЕГИСЗ, подписанного УКЭП ответственного медработника.

Как и раньше, назначьте приказом по клинике ответственного медработника за передачу сведений. Передача сведений производится в отсутствии какого-либо согласия пациента, как это предусмотрено п. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Перечень сведений в извещении остался практически прежний, но к нему добавлены:

  • место фактического проживания физлица (если известно);
  • адрес, с которого был доставлен пациент (если известно);
  • предварительная причина смерти (если пациент умер).

Журнал регистрации сведений о поступлении или обращении пациентов (он по-прежнему формируется на основании данных из телефонограммы и извещения) теперь можно вести и в электронной форме. Также сохранена возможность его ведения на бумаге. Это регламентировано в Письме Минздрава России от 10.08.2021 № 18-5/1495. Так, предусмотрено, что медорганизация самостоятельно принимает решение о полном или частичном переходе на ведение документации в форме электронных документов, а также о сроках такого перехода исходя из своей технической готовности. Формы документов – в Приложении № 3 и 4.

Медрегистраторов ПАО проверьте на знание требований к оформлению справок о смерти

Так, с 01.09.2021 были введены требования по оформлению медицинских справок о смерти, а Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2008 № 782н заменили на Приказ Минздрава России от 15.04.2021 № 352н.

С 1 сентября 2021 года их нужно оформлять взамен действующих.

Основные новшества документа:

По форме медицинского свидетельства о смерти по форме № 106/у:

1. Изменяется номер документа без изменения его наименования: было медицинское свидетельство о смерти по форме № 106/у-08 и медицинское свидетельство о перинатальной смерти по форме № 106-2/у-08, стало медицинское свидетельство о смерти по форме № 106/у и медицинское свидетельство о перинатальной смерти по форме № 106-2/у.

2. Форма расширена: теперь необходимо указывать паспорт, СНИЛС, полис ОМС, адрес регистрации умершего.

3. Появилась возможность отмечать код места смерти в образовательной организации.

4. Упрощены виды занятости: 5 видов занятости сведены в один: «работал».

По форме медицинского свидетельства о смерти по форме № 106-2/у:

1. Исключено указание на место смерти (мертворождения) по категории: «неизвестно».

2. Форма расширена: теперь необходимо указывать паспорт, СНИЛС, полис ОМС, адрес регистрации матери, упрощены виды занятости матери: 5 видов занятости сведены в один: «работала», исключена возможность матери быть пенсионером.

3. Добавлен раздел: «Запись акта о мертворождении, смерти (нужное подчеркнуть) N ___________, от «__» ______ 20__ г., наименование органа ЗАГС _____________________,   фамилия, имя, отчество работника органа ЗАГС __________________________.».

4. Добавлена причина смерти: «в ходе действий: военных, террористических».

5. Добавлена возможность установления причины смерти врачом-неонатологом (педиатром), лечившим ребенка.

Кроме того, Приказ Минздрава России от 15.04.2021 № 352н уточняет Порядок выдачи (но не заполнения!) медицинских свидетельств о смерти, который в настоящее время представлен в Письме Минздравсоцразвития РФ от 19.01.2009 № 14-6/10/2-178.

Основные отличия в документах по обеим формам свидетельств:

  1. Конкретизировано, что медицинское свидетельство о смерти должно быть выдано в течение суток с момента установления причины смерти. Ранее – в день обращения (п. 17 Приказа Минздрава России от 14.09.2020 № 972н).
  2. Медицинское свидетельство о смерти может быть сформировано не только на бумаге, но и в электронной форме. Последнее – только с согласия получателя и при предоставлении СНИЛС. Если сведения о СНИЛС получить не получится, свидетельство можно выдавать на бумаге. Тот, кто получил свидетельство в электронной форме, может по запросу потребовать выдачи его бумажной копии.
  3. Для оформления медицинского свидетельства о смерти в электронной форме надо, чтобы сведения о медработнике и медорганизации были внесены в федеральные реестры. Кстати, в случае выдачи медицинского свидетельства в электронной форме, корешок свидетельства не формируется.
  4. Уточнены требования по выдачи дубликатов: теперь их можно выдавать получателю (обратившемуся лицу), в то время как ранее – только лицу, ранее получавшему оригинал. Дубликат можно выдать только на свидетельство, ранее полученное на бумаге.
  5. После получения результатов лабораторных исследований исключена возможность выдачи свидетельства с пометкой «взамен окончательного», сохранена только возможность выдачи с пометкой «взамен предварительного».
  6. Дополнено, что сведения о выдаче медицинского свидетельства о смерти должны быть внесены в медицинскую документацию пациента.

Несколько советов для самоконтроля старших медсестер:

1). Проверьте температуру в палатах. По Информационному письму РПН от 22.09.2021 «О температурном режиме на социальных объектах в период сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции», гигиенические нормативы температуры воздуха в помещениях объектов социальной сферы установлены санитарными правилами 1.2.3685-21 и для палат лечебно-профилактических учреждений составляют 20-26°С.

2). При том, что правила работы с медотходами установлены уже давно, медсестры бывает путают латинские и русские буквы написания отходов категории Б. Напомните медсестрам, что для обозначения отходов должна применяться именно русская буква «Б», а не латинская «B».

3). К вопросу о нумерации журналов рекомендуйте старшим медсестрам обращаться к нормам не только п. 3.2 ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт РФ. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст), но и Приказу Росархива от 24.12.2020 № 199 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству…», в котором есть п. 3.3.: «…при создании документа на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют арабскими цифрами посередине верхнего поля листа без каких-либо дополнительных знаков (тире, дефисов: — 3 -) или слов «с.», «стр.» (страница).».

4). Стали отмечаться жалобы пациентов на то, что при обработке места инвазивной процедуры используют не спиртовой растров, а хлоргексидин-раствор для наружного применения спиртовый 0,5%. Его применение не противоречит требованиям нормативным актов и санитарного законодательства, а при ответе заявителям можно ссылаться на ГОСТ 52623.4-2015 «Национальный стандарт РФ. Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств» и МУ 3.5.1.3674-20. 3.5.1. Дезинфектология. Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи. Методические указания».

ЭНЦИКЛОМЕДИКА