НИИ Минздрава выпустил методрекомендации по повышению доступности помощи в первичном звене

Ссылка на оригинал: https://medvestnik.ru/content/news/NII-Minzdrava-vypustil-metodrekomendacii-po-povysheniu-dostupnosti-pomoshi-v-pervichnom-zvene.html

Ученые Минздрава предложили организаторам здравоохранения и руководителям медорганизаций новые рекомендации по организации работы первичного звена. В них использованы принцип распределения пациентов по целям обращения и детализированное описание их путей в клинике.

Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России выпустил методические рекомендации по повышению доступности первичной медико-санитарной помощи  взрослому населению. Документ опубликовала в своем telegram-канале глава института Ольга Кобякова.

Методические рекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов в сфере охраны здоровья. Разработчики использовали принцип распределения пациентов по целям обращения и детализированное описание их путей в клинике. Одним из основных условий повышения доступности ПМСП названа необходимость определения роли каждого участника процесса – врача, фельдшера, медсестры, сотрудников без медобразования – и перераспределения функций между ними с учетом квалификации в пределах действующего нормативного регулирования. В ЦНИИОИЗ продолжают настаивать, что передача части административной работы сотрудникам без профильного образования позволит высвободить время врача на приеме, повысить качество и доступность оказываемой им помощи.
 


Новое исследование, проведенное Центром медико-социологических исследований НИИОЗММ ДЗ города Москвы, о восприятии образа фельдшера пациентами


Руководство содержит типовые должностные обязанности для разных категорий медицинского и немедицинского персонала, разработанные на основе анализа путей пациента и организации работы подразделений медорганизаций при разных целях обращения за помощью. Это позволяет наглядно представить роль каждого участника при реализации того или иного процесса и показывает, как наиболее эффективно использовать кадровые ресурсы, обеспечивая высокую доступность ПМСП в установленные регламентами предельные сроки ожидания.

В документе детально описывается, какие функции могут быть перераспределены между сотрудниками клиники. В частности, обращения пациентов к участковому врачу-терапевту структурированы по целям, что позволяет детализировать функционал групп специалистов, в рамках пути пациента, и сформировать типовые должностные инструкции для отдельных категорий медицинского и немедицинского персонала.

Авторы отмечают, что проблема дефицита кадров в здравоохранении не решена ни в одной стране мира, а проблему доступности ПМСП нужно решать уже сегодня, в том числе путем трансформации ключевых процессов в медорганизациях и внедрения организационных решений, направленных на увеличение доли рабочего времени врачей для непосредственной медицинской деятельности: перераспределение функций между работниками и распределение потоков пациентов с разными целями обращений между структурными подразделениями клиники. Ряд таких оргрешений был изложен в методических рекомендациях «Организация записи на прием к врачу». 

В руководстве подчеркивается, что создание в медорганизации предлагаемых структур и распределение функций между группами работников возможно только при высоком уровне использования медицинских информационных систем (МИС) в процессах и документообороте. Медицинская документация должна вестись преимущественно в электронном виде.

ЭНЦИКЛОМЕДИКА