Медосмотры задержанных (заключенных под стражу) в ЛПУ: за чей счет?

В приёмных и травматологических отделениях больниц нередки ситуации, когда сотрудники полиции привозят задержанных на медосмотр. В дальнейшем такие задержанные направляются по месту заключения под стражу. Перед врачами отделений ставится задача дать заключение о состоянии здоровья пациента, при этом из-за ограниченности времени и скомканности процедуры перед врачом (например, травматологом, хирургом) могут ставится несвойственные его специальности вопросы: о чистоте кожных покровов, наличии психических отклонений и венерических заболеваний и пр. Если врач отказывается от такого «широкого» осмотра, его просят дать общее заключение, с которым задержанного увозят.

Другой ситуацией является оказание медпомощи осужденным, когда ее оказание в организациях исполнения наказаний невозможно.  

Единый перечень таких ситуаций законом не установлен. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ст. 26) гарантируется медпомощь и консультации следующим группам пациентов:

  • задержанным (лицам, свободу которого ограничили, подозреваемым или обвиняемым),
  • заключенным под стражу (направляемым в ИВС, по судебному постановлению),
  • отбывающим наказания (осужденным по вступившему в силу приговору суда) в виде:
    • ограничения свободы,
    • ареста,
    • лишения свободы,
    • административного ареста.

Медосмотр перед направлением в ИВС

По общим требованиям в течение первых суток пребывания в ИВС все вновь поступившие подозреваемые или обвиняемые должны быть осмотрены врачом. Особое внимание врач должен обратить на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой. Так предусмотрено Приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999.

Осмотр таких пациентов должен проводится в ИВС. Но если там нужный врач отсутствует, задержанного могут направить на осмотр в государственные и муниципальные ЛПУ. Это предполагается при наличии согласования между руководством ИВС и главврачом ЛПУ. Порядок такого согласования не установлен, обычно предполагается.

В больнице может быть оказана как скорая помощь, так и амбулаторное либо стационарное обследование и лечение по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний. То есть можно предположить, что медосмотр должен быть осуществлен врачебной комиссией в составе терапевта, травматолога, дерматовенеролога, инфекциониста, эндокринолога.

Оказанию медпомощи должно предшествовать подписание пациентами ИДС (ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ); исключение ч. 9 ст. 20 закона (в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления)) на них не распространяется, так как отсутствует статус осужденного.  

Медосмотр должен проводиться в специальной палате, под охраной сотрудника ОВД. При этом предусмотрено, что оборудование таких палат проводится за счет средств ОВД (п. 17-18 Приказа МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999). После медосмотра по показаниям может осуществляться госпитализация таких лиц; если показаний для госпитализации нет, выдается справка с результатами осмотра с рекомендациями.

Оплата такого медосмотра и лечения осуществляются по договору за счет бюджетных средств, выделяемых ОВД (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Форма договора и справки с результатами осмотра не определены. Порядок установления цен на такие услуги также не установлен, является договорным. Ориентиром могут служить расценки, установленные в Прейскуранте ЛПУ.

Медосвидетельствование подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, должны пройти медосвидетельствование. Так предусмотрено в Постановлении Правительства РФ от 14.01.2011 № 3.

Такое медосвидетельствование осуществляется врачебной комиссией медорганизации, определенной региональным Минздравом, в ней должны быть созданы условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов пациентов (п. 9 Постановления Правительства РФ от 14.01.2011 № 3).

Особый статус врачебной комиссии установлен в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 № 8. Такие специальные медкомиссии могут быть созданы при ЛПУ УИС, пп. 3, 11 Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 либо в учреждениях медико-социальной экспертизы (ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н).

Для направления на медосвидетельствование должно быть сформировано направление согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2011 № 208н.

Медпомощь заключенным под стражу и отбывающим наказание

Заключенным под стражу и отбывающим наказание может потребоваться консультация узких специалистов или госпитализация. В том случае, если они не могут быть оказаны в медорганизациях УИС (Приказ Минюста России от 28.12.2017 № 285), пациенты могут быть направлены в государственные и муниципальные ЛПУ (ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).  

Причинами направления пациентов в ЛПУ могут быть:

  • отсутствие необходимых условий в медорганизациях УИС;
  • ситуация, когда отсрочка оказания медпомощи может повлечь за собой ухудшение состояния пациента, угрозу жизни и здоровью.

Порядок оказания такой медпомощи в ЛПУ указан в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466. Им предусмотрено, что:

1. Оказание медпомощи производится по месту нахождения ЛПУ, а консультаций – на территории УИС, по предварительной договоренности с ЛПУ. При этом установлены сроки для консультаций: в течение 1 рабочего дня после получения запроса – в случае неотложной помощи, в 3 рабочих дня – в случае плановой помощи.

2. Оказанию медпомощи заключенным под стражу должно предшествовать подписание ИДС (ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). А вот для отбывающих наказание предусмотрено исключение: в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления), не распространяется требования о получении их согласия на медвмешательство (ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

3. Оказание медпомощи и проведение консультации осуществляются по договору. Такой договор заключается между медучреждением и учреждением УИС. Форма договора установлена в Приказе Минюста России от 28.08.2013 № 167. Договором предполагается его предварительное заключение, с оплатой оказанных услуг по итогам оказания медпомощи.

4. Основанием для оплаты являются счет, счет-фактура, акт об оказанных услугах и выписка из меддокументации. Источником финансирования являются бюджетные средства, выделяемые УИС (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Порядок определения цен на такие услуги не установлен, является договорным. Ориентиром могут служить расценки, установленные в Прейскуранте ЛПУ.

Медосвидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток (ст. 3.9 КоАП РФ). Лица, подвергнутые административному аресту, вправе получать медпомощь (ст. 14 Федеральный закон от 26.04.2013 № 67-ФЗ), а перед отбыванием наказания должны пройти медосвидетельствование. Оно проводится в целях:

  • выявления телесных повреждений;
  • при ухудшении состояния здоровья в период отбывания ареста.

Так предусмотрено Приказом Минздрава России от 30.12.2016 № 1028н.

Приказом особо отмечается, что медосвидетельствование проводится с согласия пациента (ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). То есть у пациента есть право отказаться от медосвидетельствования, о чем делается отметка в меддокументации.

Медосвидетельствование включает в себя сбор жалоб и анамнеза, осмотр, измерение частоты дыхания, пульса и артериального давления. По его результатам составляется акт по форме, утвержденной в Приложении № 2 к Приказу Минздрава России от 30.12.2016 № 1028н, заполняется особый журнал. Акт и журнал хранятся 5 лет.  

Безопасность медработника при проведении медосвидетельствования должна обеспечиваться сотрудником ОВД, одного пола с пациентом.

По результатам медосвидетельствования подвергнутые административному аресту могут быть направлены на стационарное лечение в государственные или муниципальные ЛПУ.

Оплата медосвидетельствования осуществляются по договору за счет бюджетных средств, выделяемых ОВД (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Форма договора и справки с результатами осмотра не определены. Порядок определения цен на такие услуги не установлен, является договорным. Ориентиром могут служить расценки, установленные в Прейскуранте ЛПУ.

Медосвидетельствование несовершеннолетних перед направлением в специальное учебное учреждение закрытого типа (СУВУЗТ)

Такое медосвидетельствование проводится в отношении несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет, по которым проводится предварительное расследование по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении. Так предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 259.

Обучение в СУВУЗТ предполагает создание особых условий воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Воспитанники СУВУЗТ – несовершеннолетние, в отношение которых прекращено либо отказано в возбуждении уголовного дела.

Перед помещением (по ходатайству КДН) несовершеннолетнего в СУВУЗТ проводится его медицинское и психиатрическое освидетельствование (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ). Основаниями для его проведения являются:

  1. согласие несовершеннолетнего либо его родителей (законных представителей), если несовершеннолетний не достиг 15 лет (по постановлению начальника ОВД или прокурора);
  2. постановление судьи – если несовершеннолетний и (или) его родители (законные представители) не дали согласия на освидетельствование.

Медосвидетельствование проводиться врачебной комиссий государственных или муниципальных ЛПУ на основании постановления начальника ОВД или прокурора (п. 4.1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ). Цель освидетельствования — выявления у несовершеннолетнего заболеваний по перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 518.

Перечень мероприятий при медосвидетельствовании и участвующих в его проведении врачей-специалистов утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 482н. По результатам медосвидетельствования формируется протокол медицинского заключения по форме Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 481н, а сведения заносятся в специальный журнал по форме Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 480н. Оплата медосвидетельствования осуществляются по договору за счет бюджетных средств, выделяемых ОВД (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Форма договора и справки с результатами осмотра не определены (см. образец). Порядок определения цен на такие услуги не установлен, является договорным. Ориентиром могут служить расценки, установленные в Прейскуранте ЛПУ.

ЭНЦИКЛОМЕДИКА