Лечебное учреждение не имеет права оплачивать работу PR-специалиста за счет средств ОМС

Ссылка на оригинал: https://protiv-raka.ru/court/lechebnoe-uchrezhdenie-ne-imeet-prava-oplachivat-rabotu-pr-speczialista-za-schet-sredstv-oms/

Городская больница в Ямало-Ненецком автономном округе объединила по полставки слесаря-сантехника и уборщика служебных помещений, чтобы взять в штат PR-специалиста с окладом около 100 тыс. руб. При этом заработная плата выплачивалась за счет ОМС. Ситуация вскрылась весной 2023 года во время плановой проверки ТФОМС, который посчитал траты на связи с общественностью нецелевыми и потребовал вернуть средства.

Что получится, если соединить ставки уборщицы и сантехника

Губкинская городская больница не согласилась с актом прошедшей проверки и обратилась в арбитражный суд. Медорганизация настаивала, что имела право платить специалисту по связям с общественностью из средств ОМС.

Доказывая свою правоту, больница ссылалась в суде на п. 195 Правил обязательного медицинского страхования. В документе говорится, что в расходы, подлежащие оплате по ОМС, может включаться зарплата сотрудников, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи. Такие затраты определяются исходя из единиц персонала в штатном расписании (п. 206 правил, утверждены приказом Минздрава России от 28.02.2019 №108н).

Штатное расписание больницы определяет ее руководитель. Но при этом существуют нормативы для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. В утвержденный перечень должностей включены, например, слесарь-сантехник и уборщик служебных помещений, а вот специалист по связям с общественностью в документе не упоминается.

«Штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» утверждены приказом Минздрава России от 09.06.2003 №230.

В Губкинской городской больнице должность специалиста по связям с общественностью ввели еще в 2013 году путем перевода 0,5 ставки слесаря-сантехника и 0,5 ставки уборщика служебных помещений. Больница на судебном заседании подчеркнула, что количество штатных единиц и фонд оплаты труда в учреждении при этом не изменились.

Федеральный закон №323-ФЗ среди прочего обязывает медицинскую организацию информировать пациентов об услугах, осуществляемой деятельности и сотрудниках. Этим и занимался PR-специалист: актуализировал информацию на сайте, вел обратную связь, освещал деятельность врачей на официальной странице и в социальных сетях. Поэтому медорганизация считает, что имела право оплачивать работу специалиста по связям с общественностью именно из средств ОМС.

Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 19, п. 1.3 и 1.7) обязывает медицинскую организацию:

  • информировать граждан о возможности получения бесплатной медицинской помощи в рамках государственных гарантий;
  • информировать граждан в доступной форме, в том числе через Интернет, об осуществляемой медицинской деятельности и медицинских работниках: об уровне образования и квалификации

Главное – цель

По мнению ТФОМС, расходование средств ОМС на выплату заработной платы признается целевым только в случаях, если соответствует следующим условиям:

  • работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам;
  • должность работника включена в штатное расписание и соответствует номенклатуре должностей медицинских работников.

Специалист по связям с общественностью не участвует напрямую в оказании медицинской помощи, отметил ТФОМС, и не содействует ее оказанию, а исполняет иные функции. К тому же Минздрав России в приказе №956н предусмотрел более узкий перечень обязательной информации для официального сайта медорганизации и меньший функционал, чем тот, что выполнял сотрудник на спорной должности.

Приказ Минздрава России от 30.12.2014 № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”».

Суд поддержал ТФОМС и признал расходы на заработную плату специалиста по связям с общественностью нецелевыми. Это обосновано в том числе тем, что информация, которую размещал PR-специалист, относится не только к деятельности по ОМС, но и к услугам, приносящим доход медицинской организации. Потому предоставление такой информации пациентам не может финансироваться за счет средств ОМС (Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу от 19.12.2023 № А81-6984/2023).

Работа PR-сотрудника в большей части носит рекламно-информационный характер. Специалист предоставляет сведения о деятельности учреждения, организует брифинги для журналистов. Его труд не связан напрямую с оказанием медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Приказом №230 Минздрава России должность специалиста по связям с общественностью не предусмотрена, а медучреждение не смогло экономически обосновать ее необходимость.

Суд отметил, что страховые медицинские организации самостоятельно осуществляют информационное сопровождение застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи. Нормами федерального закона №326-ФЗ не предусмотрено в рамках компетенции медицинской организации обязательное распространение либо доведение до потребителя какой-либо информации.

Расходы на специалиста больница должна возместить ТФОМС

Арбитражный суд подтвердил нарушения, обнаруженные проверкой ТФОМС. Медучреждение не имело права оплачивать работу специалиста по связям с общественностью за счет ОМС.

Также в рамках дела суд рассмотрел встречный иск ТФОМС к больнице. По нему медорганизация должна вернуть средства, выплаченные специалисту по связям с общественностью за 2 года, предшествующих проверке. К этому арбитраж прибавил штраф (10% от суммы нецелевого расходования средств фонда) и пени. Всего получилось более 3 млн руб.

Губкинская больница подала жалобу на принятое решение. Восьмой арбитражный апелляционный суд рассмотрит дело 26 марта 2024 года.

Изображение к статье взято из открытых источников (БИЗНЕС ИНСАЙТ | PR с нуля: с чего начать и чего ожидать? (bi-school.ru))

ЭНЦИКЛОМЕДИКА