Ссылки на оригинал: Что нарушили фельдшер и санитар с точки зрения должностных инструкций и порядка оказания скорой помощи? | Медицинский юрист Алексей Панов | Дзен (dzen.ru)
Служебная проверка проведена в отношении медработников бригады скорой помощи, которые некорректно отнеслись к ветерану Великой Отечественной войны, сообщил в ходе заседания правительства Курской области врио замгубернатора региона Андрей Белостоцкий.
Ранее врио губернатора Курской области Александр Хинштейн поручил провести служебную проверку по факту ненадлежащего отношения сотрудников бригады скорой помощи к ветерану Великой Отечественной войны. По словам врио губернатора, семья фронтовика рассказала, что сотрудники скорой помощи отказались поднимать упавшего на пол столетнего ветерана, вели себя, со слов родственников, без должного отношения не только к возрасту, но и к заслугам этого человека, который является и участником войны, и профессором, проработавшим более полувека в аграрном университете.
«Провели служебную проверку в адрес этой бригады, фельдшер и санитар получили выговоры, и соответственно стимулирующие надбавки с них были сняты. Поэтому буду держать ситуацию на контроле, уверен, что таких случаев, по крайней мере надеюсь, все сделаем, чтобы таких случаев не было», — сообщил во время заседания правительства Белостоцкий.
Сегодня Хинштейн сообщил, что получил большое количество обращений по поводу ситуации. Медработники не согласны с результатами служебной проверки и высказывали «недоверие к отдельным руководителям».
Пользователи также отметили, что должность санитара на СМП давно упразднена. По словам медработников, в поддержку наказанных сотрудников СМП было написано письме, которое подписали более 600 сотрудников.
«В ближайшее время встречусь с сотрудниками скорой помощи. Также приглашу дочь ветерана, чтобы услышать все точки зрения», — заявил Хинштейн.

Комментарий юриста
Рассмотрим ключевые аспекты привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников бригады скорой помощи и доводы о правомерности их наказания.
1. Что нарушили фельдшер и санитар с точки зрения должностных инструкций?
Для начала следует указать, что обязанности сотрудников скорой помощи четко зафиксированы в должностных инструкциях, которые разрабатываются на основе нормативных актов, в частности, Приказа Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».
Согласно Приказу Минздрава, основной обязанностью бригады скорой помощи является оказание экстренной медицинской помощи при угрожающих состояниях. В приказе нет положений, обязывающих медиков:
- выполнять функции грузчиков или санитаров, связанных с физическим перемещением людей, если это не связано с медицинской необходимостью (например, транспортировка пациента в машину скорой для госпитализации);
- поднимать пациента с пола при отсутствии медицинских показаний для таких действий;
- самостоятельно осуществлять перемещение человека, когда возникла бытовая ситуация (например, падение без сугубо медицинских последствий).
Если пациенту не требовалась экстренная развёрнутая медицинская помощь (что подтверждается отсутствием указания на острые состояния), действия фельдшера и санитара нельзя рассматривать как нарушение их профессиональных обязанностей.
Их задача – выявить симптомы, провести диагностику на месте и оказать помощь, а не решать проблемы ухода, за которые ответственны либо родственники, либо социальные службы.
2. Соответствие действий Приказу Минздрава № 388н
Из описанных обстоятельств предполагаю, что:
- пациент упал на пол, но не находился в жизненно угрожающем состоянии;
- со стороны сотрудников скорой был произведен осмотр либо установлен факт отсутствия показаний для госпитализации.
В Приказе четко указано, что цель вызова бригады скорой помощи – оказание медицинской помощи в экстренных ситуациях и при неотложных состояниях.
Подъем человека с пола и его передвижение не входит в перечень медицинских мероприятий, подлежащих выполнению фельдшерами. Такое требование может считаться выходящим за пределы профессиональных полномочий бригады.
Если родственники хотели исключительно физической помощи (перемещения пациента), то это противоречит как целям работы скорой помощи, так и принципам рационального использования ресурсов медицины (что потенциально может угрожать пациентам, действительно нуждающимся в срочной медицинской помощи).
3. Проблема системного подхода: кто должен выполнять задачи ухода за пожилыми людьми?
Эпизоды с падением и необходимостью физической помощи ветерану выходят за рамки медицинских вмешательств.
Это вопрос социального обеспечения, а не медицины.
Остаются вопросы:
- Почему родственники пациента предъявляют подобные требования выездной медицинской службе?
- Есть ли в регионе служба социального сопровождения, которая занимается подобными ситуациями?
Очевидно, что социальные и медицинские функции подменяются, что указывает на пробел в региональной системе оказания помощи пожилым или лежачим гражданам.
Создание специализированной службы для помощи пожилым и людям с ограниченной подвижностью – выход из ситуации.
Возложение на скорую помощь решений бытовых проблем – недопустимая практика, приводящая к перерасходу ресурсов.
4. Означает ли это, что скорая помощь теперь обязана выезжать на каждый подобный вызов?
Не означает. Согласно нормативам (Приказ Минздрава № 388н, другие акты), вызов считается оправданным, если у пациента есть медицинские показания к экстренной помощи.
Решение о госпитализации или отказе в ней, а также выполнение действий, непосредственно подпадающих под круг медицинских задач, – компетенция выездной бригады.
Если в дальнейшем родственники пациента продолжат вызывать скорую исключительно для бытовых нужд (перемещение, помощь в уборке и уходе), такие вызовы следует классифицировать как необоснованные.
Соответственно, решение оказывать или не оказывать такую помощь всегда определяется медицинскими критериями, а не чрезмерными ожиданиями родственников.
5. Привлечение к дисциплинарной ответственности: правомерность лишения стимулирующих выплат и выговоров
Привлечение двух сотрудников бригады к дисциплинарной ответственности вызывает значительные сомнения с точки зрения трудового права:
Основания для ответственности
Чтобы наложить дисциплинарное взыскание, работодатель обязан доказать, что дисциплинарный проступок действительно совершен. Однако на основании представленной информации нет чёткого указания на нарушение сотрудниками их должностных инструкций или приказов (например, № 388н).
Дисциплинарная ответственность вне правовых оснований
В данном случае применение мер, как выговор и лишение стимулирующих выплат, представляется спешным и не обоснованным судебной практикой.
Просматриваются признаки административного ресурса, поскольку место конфликта приобрело резонанс из-за статуса пациента, но это не служит основанием для нарушений требований трудового законодательства.
Механизм защиты сотрудников
Согласно Трудовому кодексу РФ, выговор и иные меры должны применяться после выявлениях всех обстоятельств, чтобы сотрудники представили свои объяснения. Если они считают, что выговор или финансовые санкции наложены без достаточных оснований, вопрос можно поднять на уровне суда.
Ситуация осложняется низкой правовой защищённостью медиков: из-за страха перед начальством и публичным осуждением они, вероятно, не будут оспаривать взыскание. В то же время это создает опасный прецедент, когда дисциплинарная ответственность вменяется работнику за отказ выполнять несвойственные им функции.
6. В регионе отсутствует социальная служба, призванная решать проблемы ветерана Великой Отечественной войны
Кто в правительства региона должен быть привлечен за это к дисциплинарной ответственности и лишен стимулирующих выплат (премий)?
Почему отсутствие этой службы не прозвучало в выступлениях ИО губернатора и зам. губернатора?
Заключение и рекомендации
Наказание сотрудников бригады скорой помощи представляется неправомерным, так как:
- Они действовали в пределах своих служебных обязанностей, обусловленных приказом № 388н.
- Физическая помощь в подъеме пациента с пола является функцией ухода, а не медпомощи.
- Привлечение к дисциплинарной ответственности не обосновано трудовым законодательством.
Если подобные ситуации повторяются, региональному правительству стоит все же инициировать:
- создание социальных служб для помощи пожилым людям;
- проведение разъяснительной работы с населением о компетенциях скорой помощи;
- подготовку инструктивных писем для сотрудников скорой с четким регламентом действий в ситуациях, которые не требуют медицинского вмешательства.