Предлагаем пять аргументов для юристов клиник, с помощью которых в суде можно уменьшить размер компенсации морального вреда. Юрист на примерах из судебной практики разобрала, как определить, что требования пациента завышены, и на что нужно обращать внимание суда. В приложениях найдете образцы формулировок для судмедэкспертизы и таблицу с доводами, которые не стоит использовать в споре.
Аргумент 1. Такие суммы в России не взыскивают
Это интересно
По делам о смерти пациентов от коронавируса в период пандемии размеры компенсаций морального вреда в два-три раза ниже среднестатистических с такими же дефектами медпомощи по другим диагнозам
При защите клиники в суде есть шанс снизить размер компенсации морального вреда, если сослаться на то, что в других делах подобного рода суммы компенсации меньше, чем требует пациент в данном кейсе. В общем случае суд определяет размер компенсации в зависимости от многих факторов. Но благодаря примерам из судебной практики с явно меньшим размером компенсации можно убедить суд снизить сумму претензий.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Мужчину госпитализировали в межрайонную больницу после операции в частной клинике. Поначалу ему установили неверный диагноз и назначили непрофильное лечение, но потом медпомощь в больнице оказывали в полном объеме. Однако пациент умер от осложнений после некачественной операции, которую провели в частной клинике. Экспертиза не выявила прямой причинно-следственной связи между недостатками оказания медпомощи в межрайонной больнице и смертью гражданина. Приемная дочь пациента потребовала от больницы компенсировать моральный вред в сумме 5 млн руб. Медорганизация указала, что в таком случае не соблюдаются принципы разумности и справедливости. Суд взыскал в 50 раз меньше — всего 100 тыс. руб. (определение Восьмого КСОЮ от 05.10.2023 по делу № 2-823/2023).
Как действовать. Найдите несколько примеров судебных дел, похожих по последствиям для здоровья пациента на кейс вашей клиники. Оцените диапазон сумм, которые по ним взыскал суд. Примерные размеры компенсаций в 2023–2024 годах в зависимости от последствий смотрите в образце. Если требования пациента явно завышены — просите суд соблюдать принципы разумности и справедливости, а также обеспечить баланс интересов сторон. Однако напрямую ссылаться на судебную практику не стоит. Завуалировать ссылку можно так: «Затребованный истцом размер компенсации заведомо превышает характерный в среднем для аналогичных дел, а значит, нарушает принципы разумности и справедливости».
Аргумент 2. Смерть пациента наступила давно
Важно
В делах о моральном вреде не действует презумпция невиновности — вину предполагают, пока не доказано обратное. Отсутствие вины клинике придется доказывать самой (п. 2 ст. 1064 ГК)
Размер компенсации морального вреда можно снизить, если указать суду, что вред жизни пациента нанесли давно. Медучреждениям необходимо учитывать, что исковая давность не распространяется на требования о компенсации при дефектах медпомощи, если здоровью пациента причинили вред (абз. 2 ст. 208 ГК). Так, если пациент умер — его родственник может подать в суд и через пять — десять лет. Но чем больше лет прошло с момента смерти, тем меньшую сумму компенсации морального вреда взыскивают с клиники.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Пациентка прошла лечение в стационаре, но после выписки ее снова экстренно госпитализировали с тем же заболеванием, и в тот же день она умерла. Экспертиза обнаружила дефекты медпомощи: неправильно назначили дозировку лекарств, недооценили отрицательную динамику некоторых показателей. Однако эти недостатки не могли повлиять на состояние пациентки. Их отсутствие не гарантировало бы сохранение жизни, поскольку неблагоприятное течение заболевания с тяжелой сопутствующей патологией изначально имело негативный прогноз. Дочь пациентки потребовала компенсировать ей моральный вред. Суд взыскал только 500 тыс. руб. и сослался на давность наступления смерти — 10 лет назад (определение Первого КСОЮ от 19.08.2024 по делу № 88-26497/2024).
Как действовать. Обращайте внимание суда на давность дела. Моральный вред невозможно точно подсчитать и выразить в деньгах, поэтому суд в каждом случае оценивает все сопутствующие обстоятельства. Это не компенсация за утраченную жизнь, цель такого взыскания — смягчить эмоционально-психологическое состояние потерпевшего. Если с момента смерти близкого прошло больше пяти лет, логично предположить, что нравственные страдания уже отчасти сгладились. Размер компенсации морального вреда в такой ситуации должен быть меньше. Так, в приведенном примере сумму снизили примерно на 30 процентов относительно общепринятой для таких случаев. Учитывайте это обстоятельство и при необходимости просите суд учесть, что пик страданий родственника умершего пациента уже давно прошел.
Аргумент 3. Во вреде здоровью виновата другая клиника
* Раздел 8 <Преемственность медпомощи…> практических рекомендаций по организации ВКК в стационаре, вторая версия, утв. 01.03.2022; раздел 8 <Преемственность медпомощи…> практических рекомендаций по организации ВКК в поликлинике, вторая версия, утв. 01.07.2023
Если в оказании медпомощи участвовало несколько медучреждений, важно разграничить ответственность — то есть нарушения необходимо выявить независимо от действий других участников оказания медуслуг. Медорганизации должны передавать клиническую информацию о пациентах, чтобы обеспечить преемственность оказания медпомощи*. Однако такая преемственность не означает, что все клиники, которые вели пациента, виноваты в равной степени.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Дочь умершей пациентки требовала взыскать 5 млн руб. морального вреда с больницы, где лежала ее мать, и 3 млн руб. со станции скорой помощи. В суде установили, что скорая действовала по правилам, а инфекционный стационар допустил дефекты медпомощи — нарушил клинические рекомендации и протоколы лечения. В итоге с больницы взыскали 350 тыс. руб., а в иске к станции скорой отказали (определение Седьмого КСОЮ от 14.11.2023 по делу № 88-18819/2023).
Как действовать. Если в диагностике и лечении участвовало несколько медорганизаций, требуйте назначить отдельную судебную экспертизу по действиям каждой клиники. Эксперт должен установить причинно-следственную связь негативных последствий для жизни и здоровья пациента с нарушениями конкретной медорганизации.
Обязательно внесите в перечень вопросов для эксперта четкую формулировку о том, установили ли связь между выявленными дефектами медпомощи и последствиями, с которыми столкнулся пациент. Даже если ваша клиника при оказании медпомощи допустила дефекты, они могут не влиять на состояние пациента. Например, обнаружили проблему с оформлением документов — но такая ошибка точно не могла привести к летальному исходу. Примерные формулировки вопросов для эксперта смотрите в образце.
► Памятка. Возможные формулировки вопросов для судебно-медицинской экспертизы
Аргумент 4. Нарушение несущественное и не повлекло серьезных последствий
** Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее — Закон о защите прав потребителей
В некоторых случаях медорганизации могут дополнительно акцентировать внимание суда на том, что сумма компенсации морального вреда должна быть соразмерна серьезности нарушения. Например, если клиника просто вовремя не ответила на претензию истца или не вернула деньги за оказанные некачественные услуги — это скорее повод для штрафа по Закону о защите прав потребителей**, чем для компенсации морального вреда.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданин заключил с ЦГБ договор на оказание платных услуг по медосвидетельствованию на право управления транспортными средствами. Неделю пытался попасть на прием к врачу-психиатру, но тот по разным причинам его так и не принял — не работал сам или на месте отсутствовала медсестра. Пациент обратился в другую клинику, где быстро прошел медосмотр и получил справку. Потребовал компенсировать ему убытки и моральный вред в сумме 2 тыс. руб. Суд взыскал за моральный вред только 1 тыс. руб. (определение Седьмого КСОЮ от 06.06.2023 по делу № 88-8790/2023).
Как действовать. Настаивайте, чтобы сумма компенсации соответствовала требованиям разумности и справедливости. Так, если физического вреда здоровью пациента не причинили, размер взыскания на практике обычно не превышает 5 тыс. руб. Также учтите, какие аргументы суды не принимают в качестве основания снизить размер компенсации морального вреда, и не используйте их в судебном процессе. Примерный перечень таких аргументов смотрите в конце статьи. Какие обстоятельства могут стать поводом для увеличения размера компенсации, указали в памятке.
Пациенты могут сознательно преувеличивать нарушения клиники — обычно это происходит при «потребительском экстремизме». Как медорганизации действовать в такой ситуации, подробнее разберем в следующем разделе.
Аргумент 5. Пациент сознательно преувеличивает масштаб нарушений
На заметку
Если клиника добровольно не удовлетворила требования потребителя, ей назначат штраф в размере 50 процентов от суммы, которую суд присудил в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). Следовательно, чем меньше будет сумма компенсации морального вреда — тем меньше выйдет штраф
Избежать взысканий особенно трудно, когда медорганизация сталкивается с профессиональными сутяжниками — компенсацию запросят за любую мелочь. В таком случае задача клиники — указать суду на причинно-следственные связи: действительно ли нарушения угрожали здоровью или жизни пациента.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданин вызвал врача на дом якобы из-за симптомов ОРВИ. Пришедший врач температуры у него не обнаружил, другие признаки заболевания отсутствовали, поэтому в выдаче больничного отказал. Пациент заявил, что недавно сбил температуру медикаментами, а диагноз ему поставили неверно. В суде доказывал, что горбольница подвергла опасности заражения тех, с кем он мог контактировать. Утверждал, что сильно переживал, ведь невольно мог нанести вред здоровью других людей. Затребовал компенсацию за моральный вред в размере 100 тыс. руб. Суд взыскал только 10 тыс. руб. (определение Шестого КСОЮ от 23.05.2024 № 88-12653/2024).
Как действовать. Проведите внеплановый инструктаж с медработниками, чтобы лишний раз напомнить порядок заполнения меддокументации. В приведенном примере больница проиграла как раз из-за дефектов в документах. Медучреждение не смогло доказать, что обследование провели полностью и в соответствии с правилами. В итоге проиграли явному приверженцу «потребительского экстремизма».
Напомните медперсоналу о необходимости заполнять в меддокументах все предусмотренные графы. В частности, при осмотре пациента врачи часто забывают указывать наличие или отсутствие вредных привычек, сопутствующие заболевания, результаты физикального обследования в полном объеме. Еще одна распространенная ошибка — при назначении лекарств не указывают кратность их приема, связь с приемом пищи и в течение какого времени их принимать. Больше об ошибках в медкартах, которые могут подвести клинику, читайте в статье.
Если нарушения клиники связаны исключительно с оформлением меддокументации — в суде обязательно заявите, что выявленные замечания не влияют на тактику ведения и исход заболевания, а значимых ошибок не обнаружено.