Ссылка на оригинал: Минздрав составил разъяснения о юридическом статусе клинрекомендаций » Медвестник (medvestnik.ru)
Минздрав подготовил очередные разъяснения о порядке работы медорганизаций после вступления в силу закона об обязательном исполнении клинических рекомендаций. В них говорится, что КР не имеют статуса нормативно-правовых актов. Медицинские юристы оценили это заявление неоднозначно.
Клинические рекомендации (КР) не могут выступать предметом государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и не имеют статуса нормативно-правовых актов, сообщил Минздрав по итогам состоявшегося 27 сентября под председательством министра здравоохранения Михаила Мурашко ведомственного совещания. В нем участвовали директора ключевых департаментов, отвечающих за организацию медпомощи, представители Федерального фонда ОМС (ФОМС), Росздравнадзора и Центра экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ЦЭЭКМП). Копия протокола (есть в распоряжении «МВ») была направлена им по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой 15 октября.
В документе уточняется, что предложенные разъяснения по применению клинических рекомендаций необходимо согласовать с Минюстом с целью обсуждения проекта приказа «при необходимости с привлечением профессионального сообщества».
В приложении к протоколу Минздрав разъясняет правовой статус КР, ссылаясь на Постановление Пленума Верховного суда РФ № 50 от 25.12.2018 о признаках, характеризующих нормативно-правовой акт. Клинрекомендации этим признакам не соответствуют, делают вывод в ведомстве.
«Клинические рекомендации основаны на анализе научных данных, доступных во время их подготовки, имеют практическую направленность и являются ориентиром для врача при оказании медицинской помощи в конкретных ситуациях», — говорится в документе. При этом КР не выступают предметом государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, хотя и служат основой для формирования критериев оценки качества медицинской помощи.
Медицинские юристы оценили новый проект разъяснений по статусу КР неоднозначно. Письмо представляет собой перечень правовых норм, которые содержатся в тех или иных федеральных законах, и описывает, чем являются и чем не являются клинические рекомендации. Никакой практической пользы для медицинской организации в нем нет, пояснил «МВ» известный медицинский юрист и адвокат на условиях анонимности.
«При этом каких-либо выводов об их применении данный документ не содержит, как это ни странно, несмотря на его название. Да, действительно, клинические рекомендации не являются нормативно-правовыми актами. Но, по сути, они обязательны, так как на их основе проводится проверка качества оказания медицинской помощи (ЭКМП), на них должны ссылаться при формировании своих выводов судебно-медицинские эксперты. То есть де-факто они уже обязательны. Поэтому подобные разъяснения носят противоречивый и ошибочный характер, так как насаждают миф о необязательности применения клинических рекомендаций, что не соответствует текущей правоприменительной практике», — уверен эксперт.
Да, сами КР — это не нормативно-правовые акты. Однако в соответствии с Приказом Минздрава РФ № 203н от 10.05.2017 «Об утверждении критериев оценки качества медицинский помощи» постановка любого клинического диагноза происходит, в том числе, на основе клинических рекомендаций, пояснил «МВ» управляющий ООО «Центр медицинского права», главный редактор информационного портала pravo-med.ru Алексей Панов.
«Таким образом, несмотря на отсутствие у клинических рекомендаций статуса нормативно-правового акта, они обязательны для применения для установления диагноза и последующей его коррекции. Более того, в этом же разъяснении говорится, что КР служат ориентиром для врача при оказании медпомощи в конкретной ситуации. Таким образом, Минздрав обязывает врача осознать клиническую рекомендацию как ориентир. А если врач этим ориентиром не воспользовался, то фактически он не выполнил критерии оценки качества медицинской помощи», — считает Панов.
Раздел о клинических рекомендациях появился в Федеральном законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» и в законе «Об ОМС» в 2018 году. В соответствии с ним медицинская помощь гражданам (кроме случаев клинической апробации) должна быть организована в соответствии с КР и с учетом стандартов. Цель создания КР — обеспечение информационной поддержки принятия врачом решений, способствующих повышению качества оказания медпомощи пациенту с тем или иным заболеванием/состоянием/синдромом с учетом новейших клинических данных и принципов доказательной медицины.
На основе КР построена вся система финансирования и оценки качества медпомощи. На них опираются эксперты при аудите качества медпомощи и суды при разрешении конфликтов между пациентами и врачами в уголовном и административном поле. По закону национальные гайдлайны должны обновляться не реже одного раза в три года, отвечают за их разработку профильные НКО. По состоянию на июнь 2024 года, в России были утверждены 440 клинрекомендаций, еще 395 планировалось доработать до конца года.