Ссылка на оригинал: https://medvestnik.ru/content/news/Medorganizaciya-vprave-raskryt-vrachebnuu-tainu-po-zaprosu-SMO.html
«Имеет ли право медицинская организация предоставлять страховой медорганизации по запросу в рамках проведения медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи информацию, составляющую врачебную тайну? Пунктом 4 ст.13 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья» этот случай не включен в перечень случаев, когда медорганизация имеет право разглашать врачебную тайну без согласия гражданина. В то же время п.8 ст.40 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.112010 «Об обязательном медицинском страховании» установлено, что медорганизация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам и обязана предоставлять запрашиваемую ими информацию».
Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Александр Василевицкий:
– Предоставление медицинской организацией сведений, составляющих врачебную тайну, по запросу страховой медорганизации (СМО) не нарушает ст.13 Закона № 323-ФЗ, если предоставление сведений обусловлено необходимостью осуществления СМО контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи застрахованному в системе ОМС.
Обоснование вывода:
Ст.13 Закона № 323-ФЗ установлен запрет на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных ч.3 и 4 этой статьи.
Так, ч.4 ст.13 Закона № 323-ФЗ определяет перечень случаев, когда сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть переданы без согласия пациента. В этом перечне поименовано в том числе предоставление сведений в целях осуществления учета и контроля в системе ОМС (п.9).
В ст.3 Закона № 326-ФЗ раскрыто понятие обязательного медицинского страхования.
Согласно ч.2 ст.40 Закона № 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи. А частями 3–7 раскрывается, что представляют из себя медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза, экспертиза качества медицинской помощи.
В соответствии со ст.19 Закона № 326-ФЗ права и обязанности СМО определяются в соответствии с договорами, предусмотренными ст.38 и 39 данного закона. Согласно ч.2 ст.38 в договоре о финансовом обеспечении ОМС должны содержаться положения, предусматривающие обязанности СМО, включая осуществление контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления помощи в медорганизациях, в том числе путем проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля.
В соответствии с ч.4 ст.39 Закона № 326-ФЗ в договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС должны содержаться положения, предусматривающие обязанности СМО, включая:
- получение от медорганизаций сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медпомощи застрахованным, информации о режиме работы, видах оказываемой помощи и иных сведений в объеме и порядке, которые установлены договором на оказание и оплату медпомощи по ОМС, обеспечение их конфиденциальности и сохранности, а также проверки их достоверности;
- проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медорганизациях в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи.
Кроме того, из ч.4 ст.39 Закона № 326-ФЗ следует, что в договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС должны содержаться положения, предусматривающие обязанности медорганизации, в том числе по предоставлению сведений о застрахованном и об оказанной ему помощи, необходимых для проведения контроля объемов, сроков и качества предоставляемой медпомощи, о режиме работы этой организации, видах оказываемой помощи.