Источники финансирования здравоохранения

Источники финансирования можно разделить на:

1) внешние:

  • средства бюджетов различных уровней (бюджетное финансирование);
  • средства ОМС и ДМС;
  • средства благотворительных фондов;
  • иные источники (лизинговые, ссудные и кредитные денежные средства).

2) внутренние:

  • доходы, полученные от оказания ПМУ;
  • средства в результате экономии полученных бюджетных средств;
  • средства, полученные в результате сдачи помещений в аренду.

По типу доходов:

1) бесплатные медицинские услуги для населения, реализуемые по Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

  • средства бюджетов различных уровней (бюджетное финансирование);
  • средства ОМС.

2) платные медицинские услуги (согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006:

  • средства страховых компаний (по программе ДМС);
  • собственные средства организаций;
  • личные средства физических лиц.

Письмо Минздрава России от 19.02.2024 № 31-2/200 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования»

Обновлены методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств ОМС

Настоящие рекомендации разработаны взамен аналогичных методических рекомендаций, направленных в субъекты РФ совместным письмом Минздрава России и ФФОМС от 26 января 2023 г. № 31-2/И/2-1075 — 00-10-26-2-06/749.

Рекомендациями даны разъяснения в том числе в части оплаты профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин, а также диспансерного наблюдения, включая наблюдение работающих граждан, в том числе по поводу онкологического заболевания, сахарного диабета, болезни системы кровообращения, в рамках установленных средних нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, проведения медицинским психологом консультирования по направлению лечащего врача по вопросам, связанным с имеющимся заболеванием и/или состоянием, проведения патолого-анатомических вскрытий в патолого-анатомических отделениях медицинских организаций, участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

Медицинские услуги, реализуемые в соответствии с «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»

Базовая программа ОМС — гарантия государстваНормативная база:
— ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ;
— Постановление Правительства РФ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» на соответствующий год
Исполнители программы:
— медорганизации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти согласно договора, заключенного с ФФОМС (ст. 39.1 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ);
— медорганизации субъекта РФ, оказывающие помощь гражданам по полису ОМС, выданного за пределами субъекта РФ (т.е. иногородним гражданам) на основании договора, заключенного с ТФОМС. Форма договора установлена Приказом Минздрава России от 30.12.2020 № 1417н.
Расход осуществляется:
— в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи, установленной п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ;
— согласно Методике расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому ОМС, утв. Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н.
Территориальная программа — гарантия субъекта РФНормативная база:
— Закон (или постановление Правительства) соответствующей территории «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» на конкретный период (год или более);
— Тарифное соглашение в сфере ОМС субъекта РФ.
Исполнители программы:
медорганизации субъекта РФ, оказывающие помощь гражданам по полису ОМС, выданного на территории субъекта РФ на основании договора, заключенного со страховой компанией или ТФОМС. Форма договора установлена Приказом Минздрава России от 30.12.2020 № 1417н.
Расход осуществляется:
В соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи, установленной Тарифным соглашением субъекта РФ в сфере ОМС. Тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с Методикой, установленной разделом ХII Правил ОМС, утв. Приказом Минздрава России от 28.02.2019 № 108н (п. 6.1 приказа Минздрава России от 29.12.2020 № 1397н). Тарифы включают в себя статьи затрат, установленные терпрограммой ОМС (п. 1 ст. 30. Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ).
На что следует обращать внимание:
— заработная плата медперсонала включается только по профилям врачебных и соответствующих сестринских специальностей, услуги которых входят в территориальную программу (установлено на всех территориях: перечень специальностей, финансируемых за счет ОМС, определяется в Законе «О Территориальной программе»);
— стимулирующие выплаты определенным медицинским специальностям (врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, медицинские работника ФАП) могут входить в структуру тарифа.
НО! дополнительные выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые органами местного самоуправления сверх норм, определенных актами РФ, в структуру тарифа могут и не включаться.
— расходы на оплату труда немедицинского персонала (могут иметь ряд ограничений);
— запрет на расходы капитального ремонта и подготовку проектно-сметной документации для его проведения, а также расходы инвестиционного характера;
— иные ограничения.
Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), включенная в систему ОМСПраво оказания ВМП имеют медорганизации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС (п. 6 Порядка организации оказания ВМП, утв. Приказом Минздрава России от 02.10.2019 № 824н). Но каждая территория из общего списка медорганизаций, работающих в системе ОМС, может формировать реестр организаций, участвующих в оказании ВМП. Для медорганизаций может быть установлен норматив финансовых затрат (НФЗ).
Расход осуществляется:
В соответствии п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ с учетом особенностей, установленных Территориальной программой субъекта РФ.
На что следует обращать внимание:
Может быть разрешена закупка основных средств без ограничения стоимости (разъяснения по этому поводу были приведены в Письме ФФОМС от 09.04.2018 № 3787/26-5/2057).
Оплата медицинской помощи с применением телемедицинских технологийНормативная база:
— ст. 36  Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ;
— раздел VI Основные подходы к оплате медпомощи с применением телемедицинских технологий (доведен Письмом Минздрава России и ФФОМС от 30.12.2020 №№ 11-7/и/2-20691, 00-10-26-2-04/11-51).
Расход осуществляется: в соответствии п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, т.е. по базовой программе ОМС
Средства нормированного страхового запаса (НСЗ), предоставляемые медучреждению, в т.ч.:Нормативная база:
— п. 6 ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ; — Закон субъекта РФ «О бюджете Территориального фонда ОМС» на определенный год
Цели использования:
— финансирование дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации; — приобретение медицинского оборудования;
— проведение ремонта медицинского оборудования;
— софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
Расход осуществляется только на цели, определенные в «Типовом соглашении», заключенном с медицинским учреждением на выделение средств НСЗ
— НСЗ на: а) дополнительное профессиональное образование; б)  ремонт медицинского оборудованияРазмер финансового обеспечения НСЗ определяется за счет средств, поступающих в ТФОМС от мероприятий по проведению медико-экономического контроля и экспертизы, а также уплаты наложенных на организации санкций (п. 6.3. ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ). Правил использования медорганизациями средств НСЗ определены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 № 273
Документы, регламентирующие выделение средств:
— Типовое «Соглашение», заключаемое в соответствии с приказом Минздрава России от 15.04.2021 № 354н;
— комплект документов в соответствии с п. 8-9 постановления Правительства РФ от 26.02.2021 № 273, на основании которых мероприятия включаются в план,
— «Порядок выбора медицинским работником программы повышения квалификации», утв. Приказом Минздрава России от 15.03.2021 № 205н.
Общий порядок использования выделенных средств:
— ведение учреждением раздельного учета доходов и расходов по направлениям выделенных средств;
— предоставление отчета об использовании средств (см. Приказ ФФОМС от 26.05.2016 № 105);
— возврат выделенных средств, при их использовании не по целевому назначению;
— остатки средств для финансового обеспечения мероприятий, не использованные медицинской организацией на 1 января очередного финансового года, используются в очередном финансовом году на те же цели
— НСЗ на закупку медицинского оборудованияРазмер финансового обеспечения НСЗ определяется за счет средств, поступающих в ТФОМС от мероприятий по проведению медико-экономического контроля и экспертизы, а также уплаты наложенных на организации санкций (п. 6.3. ст. 26 Закона N 326 ФЗ). Правил использования медорганизациями средств НСЗ определены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2021 № 273
Документы, регламентирующие выделение средств:
— Типовое «Соглашение», заключаемое в соответствии с приказом Минздрава России от 15.04.2021 № 354н;
— комплект документов в соответствии с п. 8-9 постановления Правительства РФ от 26.02.2021 № 273, на основании которых мероприятия включаются в план. Следует обратить внимание, что выделение средств будет производиться только под заключенный контракт поставки оборудования или выполнения работ (услуг).
Общий порядок использования выделенных средств:
— ведение учреждением раздельного учета доходов и расходов по направлениям выделенных средств;
— предоставление отчета об использовании средств (см. Приказ ФФОМС от 26.05.2016 № 105);
— возврат выделенных средств, при их использовании не по целевому назначению;
— остатки средств для финансового обеспечения мероприятий, не использованные медицинской организацией на 1 января очередного финансового года, используются в очередном финансовом году на те же цели
— НСЗ на софинансирование расходов по оплате трудаРазмер финансового обеспечения НСЗ за счет субвенции ФФОМС. Порядок выделения и использования средств определен Приказом Минздрава России от 22.02.2019 № 85н.
Документы, определяющие выделение средств:
— Типовое соглашение, заключаемое в соответствии с Приказом Минздрава России от 22.02.2019 № 86н;
— ежемесячная Заявка от медицинской организации на выделение средств.
Общий порядок использования выделенных средств:
— ведение учреждением раздельного учета доходов и расходов по направлениям выделенных средств;
— предоставление отчета об использовании средств в ТФОМС (см. Приказ ФФОМС от 04.02.2020 № 24);
— возврат выделенных средств в бюджет ТФОМС, при их использовании не по целевому назначению
Кстати: Выплату врачу подъемных за счет нормированного страхового запаса суд признал нецелевкой
Медорганизация получила средства нормированного страхового запаса для софинансирования расходов на зарплату. Из них она выплатила подъемные врачу.
Проверяющие сочли расходы нецелевыми. Выплату предусматривал договор о целевой подготовке специалиста. Положение об оплате труда не относило ее к зарплате. Суд поддержал решение контролеров.
Решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 10.11.2021 по делу N 12-57/2021
Оплата родовых сертификатовНормативная база:
— Постановление Правительства от 31.12.2010 № 1233;
— Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2020 № 266н;
Кто осуществляет платежи: Территориальный ФСС Документ-основание платежа: предъявленные медицинским учреждением корешки родовых сертификатов
Расход осуществляется в соответствии с п. 8 постановления Правительства от 31.12.2010 № 1233.
Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), не включенная в систему ОМСНормативная база:
— Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи ежегодно устанавливается в рамках федеральной «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» на соответствующий год. Для федеральных государственных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, правила финансирования определены:
— статьей 50.1 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ;
— Правила финансового обеспечения ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам РФ федеральными государственными учреждениями (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.12.2016 № 1302);
— Перечнем федеральных госучреждений, оказывающих такую ВМП (утв. Приказом Минздрава России от 24.08.2020 № 895н).
Для медицинских учреждений, подведомственных исполнительному органу государственной власти субъекта РФ правила финансирования ВМП и перечень медицинских учреждений устанавливаются соответствующими нормативными актами.
Источник финансового обеспечения:
— Для федеральных государственных учреждений — за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (межбюджетные трансферты бюджету ФФОМС) (раздел V постановления Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299) путем предоставления учреждению субсидии на выполнение государственного задания (п. 8 постановлением Правительства РФ от 05.12.2016 № 1302, п. 6 ст. 50.1 Закона N 326-ФЗ).
— Деятельность учреждений, подведомственных исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, по оказанию услуг ВПМ, может финансироваться:
а) за счет средств бюджета субъекта;
б) за счет межбюджетных трансфертов в виде субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходов субъектов РФ (раздел V постановления Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299, а также постановления субъектов РФ).
Правила предоставления и распределения субсидии субъектам РФ определяются Приложением № 6 к государственной программе РФ «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640.
Предоставляемые медицинским учреждениям средства, как правило, являются субсидией на выполнение государственного задания.
Документ-основание платежа (для федеральных государственных учреждений): Соглашение на выделение субсидии, заключаемое между ФФОМС, учредителем медицинского учреждения и медицинским учреждением. Порядок заключения соглашения определен Приказом Минздрава России от 14.12.2016 № 966н.
Порядок использования выделенных средств (для федеральных государственных учреждений):
— раздельный аналитический учет средств субсидии (п. 18 Постановления Правительства РФ от 05.12.2016 № 1302);
— не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии используются в очередном финансовом году на те же цели (п. 17 Постановления Правительства РФ от 05.12.2016 № 1302);
— расходы на заработную плату регулируются Приказом Минздрава России от 11.01.2021 № 1н.
Важно для медицинских учреждений, подведомственных органу исполнительной власти субъектов РФ, порядок использования денежных средств может быть определен в соответствующих Правилах финансового обеспечения ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой медицинскими организациями субъекта.
Оказание СМП в части: — медпомощи, не включенной в терпрограмму ОМС, — не застрахованным по ОМС лицам, — специализированной санитарно-авиационной эвакуацииНормативная база:
На уровне федерации – Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н;
На уровне субъектов – приказы или распоряжения уполномоченного органа исполнительной власти
Медпомощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС (туберкулез, ВИЧ-инфекция и СПИД, психические расстройства, наркологические заболевания, лечение наркозависимости)Формирование государственного задания, выделение субсидии за счет соответствующего бюджета: федерального или субъекта РФ
Паллиативная медицинская помощьНормативная база: — ст. 36 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ; — Положение об организации оказания паллиативной медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава России и Минтруда России от 31.05.2019 № 345н/372н

Иные медицинские услуги, не включенные в «Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»

Оплата медицинской помощи застрахованным лицам, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (за рамками ОМС)Нормативная база:
— Федеральный закон  от 24.07.1998 № 125-ФЗ; — Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ
— Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 № 286
Кто осуществляет платежи: Территориальный ФСС
Документ-основание платежа: Договор между страховщиком и медицинским учреждением по оплате конкретного перечня работ, услуг по медицинской помощи, предоставленных застрахованному лицу, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Важно, что цена услуги определяется как цена по аналогичной услуге по ОМС, если такая услуга включена в Территориальную программу ОМС, в противном случае расчет производится по цене платной услуги (см. Разъяснения Минтруда России от 20.08.2018 № 529н).
Общий порядок использования выделенных средств: ведение учреждением раздельного учета доходов и расходов. Проверка целевого расхода осуществляется страховщиком, как правило, Территориальным ФСС.
Медицинская помощь лицам, участвующим в проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (мобильные скоропомощные бригады)Нормативная база:
— Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ст. 39);
— Приказ Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н. Обязанность за медицинское обеспечение при проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий возложена на организаторов (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ). Таким образом, оплата мобильных скоропомощных бригад осуществляется за счет тех источников, которые предусмотрены для финансирования проводимого мероприятия:
— для мероприятий, включенных в Единый календарный план физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий, утверждаемый соответствующим органом исполнительной власти (для межрегиональных и всероссийских мероприятий — Минспортом РФ, для региональных мероприятий — субъектом РФ и т.д.), как правило, предусмотрено финансирование за счет соответствующего бюджета. Следовательно, оказание скорой медицинской помощи может осуществляться в рамках государственного задания; — для иных мероприятий, проводимых за счет привлеченных средств грандов, фондов, собственных средств организаторов

Медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам на территории РФ

Нормативная база: — Постановление Правительства РФ от 06.03.2013 № 186.
Кто осуществляет платежи: В зависимости от вида оказываемой медицинской помощи расходы осуществляются:
— за счет средств бюджета,
— средства юридического либо физического лица, представляющего интересы иностранного гражданина,
— личные средства иностранного гражданина,
— ОМС, в случае, если лицо застраховано в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ
В случае если международным договором РФ установлен иной порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, применяются правила международного договора. Для граждан Республики Беларусь.
— ст. 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998
— ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ о порядке оказания медицинской помощи гражданам…в учреждениях здравоохранения от 24.01.2006
Если иностранный гражданин НЕ застрахован в соответствии Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ
Вид оказываемой медицинской помощи: экстренная медицинская, скорая, в том числе скорая специализированная помощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Оплата за счет средств бюджета, уровень которого (муниципальный, субъекта РФ, федеральный) уточняется соответствующим нормативным актом, определяющим «Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
Вид оказываемой медицинской помощи: иная медицинская помощь, не требующая срочного медицинского вмешательства. Оплата за счет средств ДМС, личных средств иностранного гражданина или лица, представляющего его интересы.

Ссылка на оригинал https://base.garant.ru/77563130/

ЭНЦИКЛОМЕДИКА