Контролеры часто проверяют инфо-стенды, особенно при проверках оказания платных услуг.
Информационные стенды (стойки) в медорганизации – это наглядная и удобная возможность довести до пациентов необходимую и полезную для них информацию. На них может быть размещена как обязательная информация, так и иная, предпочтительная для клиники.
Единого перечня обязательной для размещения информации на стендах нет. Однако существуют требования для информационных стендовпри оказании платных услуг. Об этом говорит Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».
Что предлагает указывать на стендах законодатель:
– наименование медорганизации и адрес ее местонахождения;
– сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
– сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности;
– перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления и порядке их оплаты;
– порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой ОМС;
– сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении услуг;
– режим работы медорганизации, график работы медицинских работников;
– адреса и телефоны органа вышестоящих и надзорных организаций.
Что следует разместить на инфо-стенде
Но на практике такой перечень оказывается шире. Поэтому сводный перечень на информационный стенд может выглядеть так:
– логотип (эмблема) медорганизации;
– информация об осуществляемой деятельности, копии лицензий на осуществление медицинской деятельности;
– о правилах прикрепления к медорганизации;
– график работы медорганизации;
– распределение домов по участкам (если есть поликлиника);
– какой специалист, в каком кабинете принимает и времени работы;
– время и кабинет приема главного врача, его заместителей, главной / старшей медсестры;
– сведения о вышестоящих и/или контролирующих организациях;
– права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья;
– возможность получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
– сроки, порядок, результаты проведения диспансеризации населения;
– порядок приема претензий по качеству медицинской помощи;
– обслуживание льготных категорий граждан;
– перечень льготных лекарственных средств и лекарственном обеспечении;
– список страховых компаний, с которыми работает клиника;
– правила записи на первичный прием/консультацию/исследование;
– правила госпитализации (сроки и документы);
– условия направления на консультацию/исследование в сторонние медорганизации;
– информация о вакансиях медорганизации;
– информация о доступности здания для лиц с ограниченными возможностями;
– возможность записаться на прием (электронная регистратура);
– проведение анкетирования посетителей и формы проведения;
– книга отзывов пациентов и посетителей.
Кстати, вариантом информационных стендов являются информационные плакаты. Кроме того, тематика оказания медицинских услуг предполагает возможность размещения информационных плакатов в форме санитарно-просветительских бюллетеней как печатных изданий.
Обратите внимание: помимо общих сведений, на информационных плакатах допустимо размещение образов медицинских работников (требования пп. 4 п. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе»). Однако предварительно необходимо заручиться их письменным согласием на использование изображения (ст. 152.1 ГК РФ).
Реклама о медицинских услугах не должна:
– содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья;
– содержать выражение благодарности;
– создавать представление о преимуществах от проведения исследований;
– содержать утверждения или предположения о наличии тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
Письмо ФАС России от 27.04.2023 № 08/32849/23 «Об информации в сети «Интернет»
Даны разъяснения по вопросу отнесения информации к рекламе или иной информации, не являющейся рекламой
Сообщается, в частности, что, по мнению специалистов ФАС России, если информация, распространяемая в виде описания товаров/услуг, новостных сообщений, в том числе анонсов акций, информационных материалов, портфолио и кейсов, содержащих информацию о товарах/услугах, в том числе посредством баннера и использования гиперссылки на официальном сайте, социальных сетях компании и платформе «Яндекс Дзен», содержит справочно-информационные сведения и при этом не формирует интерес к конкретному товару (работе, услуге), такая информация рекламой не является и положения Федерального закона «О рекламе» на нее не распространяются. При этом, если указанная информация направлена на формирование интереса к конкретному товару (работе, услуге) с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, она может подпадать под признаки рекламы, распространение которой должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О рекламе».
Вместе с тем информация о компании, ее товарах (работах/услугах), распространяемая на сторонних ресурсах (в том числе с использованием гиперссылки), может расцениваться как реклама, если указанная информация формирует интерес к деятельности компании, реализуемым товарам и оказываемым услугам.
Вопрос отнесения информации к рекламе или иной информации, не являющейся рекламой, осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.
Идеально, чтобы информация в таких памятках несла в себе не мотивирующий, а информационный посыл, не побуждала к действию, но информировала о возможностях медицины.