Запросы правоохранителей занимают первое место среди таковых на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну пациентов. При этом в отличие от запросов других лиц (физических и юридических), медорганизации обязаны предоставить правоохранителям такую информацию без согласия гражданина или его законного представителя (п. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
За необоснованное разглашение врачебной тайны предусмотрена административная (ст. 13.14 КоАП РФ) и уголовная (ч. 2 ст. 137 УК РФ) ответственность, поэтому медорганизации важно правильно понимать пределы полномочий правоохранителей в данном вопросе.
В силу пп. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, предоставление врачебной тайны должно быть, в частности:
- по запросу органов дознания и следствия, в связи с проведением расследования,
- по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора.
При этом отдельным случаем предоставление врачебной тайны по инициативе самой медорганизации является информирование органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий (п. 5 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Из приведенного выше перечня органы, осуществляющие дознание – это органы внутренних дел (ОВД), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (ОРД), в т.ч. Росгвардия, военная полиция, а также органы ФССП, государственного пожарного надзора и некоторые другие (ст. 40, ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Наиболее часто медорганизации сталкиваются с запросами первых из них. При этом полиция вправе запрашивать сведения, составляющие врачебную тайну, не только в связи с проведением расследования, но также в рамках производства дел об административных правонарушениях и проверкой заявлений (сообщений) о правонарушениях и происшествиях (это следует из требований п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», который является специальным нормативным актом в соотношении с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Предварительное следствие в России производится следователями ОВД, ФСБ, СК РФ (ч. 2 ст. 151 УПК РФ). С запросами в медорганизации также чаще обращаются первые из них.
Для беспрепятственного получения сведений, составляющих врачебную тайну, органы дознания и следствия должны проводить расследование. Согласно ст. 149-150 УПК РФ, предварительного расследования производится в форме предварительного следствия или дознания после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Однако зачатую информация ими запрашивается и до возбуждения уголовного дела, на стадии доследственной проверки (ст. 144-145 УПК РФ). В таком случае в предоставлении сведений можно законно отказать.
Прокурорский надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и контролем соответствия законам иных правовых актов осуществляется прокурором или его заместителем (ст. 21-22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1). Применительно к врачебной тайне прокурорские запросы в основном направлены на контроль соблюдения прав и свобод человека. Особенностью таких запросов является их адресность.
Минздрав России в своем Письме о 30.08.2013 № 306/13 разъяснял, что врачебная тайна не может быть разглашена по прокурорскому запросу в отношении неопределенного круга лиц (речь шла о пациентах наркологического профиля), тем более, возведенному в статус отчетного. Показательно, что это разъяснение Минздрава РФ прокуратурой оспорено не было.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ оговаривает, что разглашение врачебной тайны правоохранителям возможно по запросам. Очевидно, запросы должны быть в письменной форме. При получении запроса в медорганизации необходимо убедиться в правильности их заполнения: составлении на бланке, наличии даты и исходящего номера, правильного ФИО пациента, подписи уполномоченного лица (дознавателя или следователя) и печати. В том случае, если сведения будут предоставляться лицу, не являющемуся автором запроса, в запросе должна быть указана ФИО и должность сотрудника, имеющего право получить ответ на руки.
Кроме того, такой работник правоохранительной системы должен представиться и предъявить подтверждающий его личность документ (например, служебное удостоверение).
Особый вид запроса правоохранителей – постановление о производстве выемки. Производство выемки предметов и документов, содержащих врачебную тайну, относится к процессуальному действию, решение по которому принимается только судом. Ходатайствует об этом перед судом следователь (с согласия руководителя следственного органа) или дознаватель (с согласия прокурора) (п. 7 ч. 2 ст. 29, ст. 165 УПК РФ). Направляя в медорганизацию постановление о производстве выемки без согласия на то суда, правоохранитель нарушает требования закона.
На требования (запросы, представления, предписания) необходимо отвечать в сроки, установленные в самом запросе, но не позднее одного месяца с момента их регистрации (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ).
Письменные требования прокурора, вытекающие из его полномочий (ст. 6, 22, 27, 30, 33 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1), подлежат рассмотрению после из регистрации в установленный прокурором срок.