Ссылка на оригинал: Госдума приняла закон о запрете дистанционного обучения при получении мед- и фармобразования – журнал Vademecum
Депутаты Госдумы 25 февраля единогласно приняли сразу во втором и третьем чтениях законопроект об изменениях системы медицинского образования. Так, регламент вводит запрет на дистанционный или электронный формат обучения для студентов-медиков и фармацевтов в вузах и колледжах, в том числе при получении дополнительного профессионального образования (повышении квалификации и переподготовке). Исключением будут считаться случаи, определенные федеральными стандартами.
Принятие закона
Парламентарии уже направили в правительство предложения, среди которых – «необходимость определения способов и объема применения дистанционного обучения и практической подготовки по отдельным медицинским и фармацевтическим специальностям», говорится в телеграм-канале Госдумы.
Корректировки внесены в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Они вступят в силу после одобрения в Совете Федерации и подписания закона президентом РФ.
Согласно постановлению Госдумы, разработка и утверждение типовых дополнительных профессиональных программ медобразования, согласно принятому закону, теперь закреплены только за Минздравом РФ. На организации, осуществляющие образовательную деятельность, после вступления закона в силу будет накладываться обязательство получить заключение Росздравнадзора о наличии соответствующего кадрового и материально-технического обеспечения. Принятым документом также устанавливается, что дополнительное профессиональное медицинское образование будет подлежать лицензированию по видам программ.
По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, инициатива поможет не допустить ухудшения качества медпомощи.
«Невозможно в течение двух-трех месяцев из врача-терапевта переквалифицироваться в врача-гинеколога, а все это зачастую происходит дистанционно», – подчеркнул парламентарий.
Проект закона авторы внесли на рассмотрение Госдумы в июне 2024 года. В мае, еще на этапе разработки законопроекта, бывший на тот момент председателем Комитета по охране здоровья Бадма Башанкаев отмечал, что «распределение объемов подготовки, вне зависимости от источников финансирования, по всем уровням медицинского образования должно согласовываться с Минздравом России».
Одобрение в первом чтении законопроект получил в январе 2025 года. Тогда, комментируя инициативу, Вячеслав Володин заявил, что «заниматься повышением квалификации» должны только «специализированные высшие учебные заведения, где есть и факультеты специальные, клиническая база, научный потенциал». Парламентарий подчеркнул, что направления, затрагивающие здоровье человека, «требуют очной формы обучения».
В феврале 2025 года Комитет Госдумы по науке и высшему образованию высказался за утверждения проекта. Однако, по словам зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Алексея Куринного, полный запрет на все варианты дистанционного образования – это «уже перегиб».
Мурашко неудовлетворительно оценил полученную дистанционно подготовку медработников
Возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий в медицинском образовании привела к проблемам в сфере здравоохранения. Подготовка медработников, полученная в таком формате, является неудовлетворительной, сообщил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко.
25 февраля Госдума на пленарном заседании приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, который запрещает дистанционное образование для врачей и фармацевтов, но делает исключение для федеральных государственных образовательных стандартов.
«Та система, которая сложилась в связи с принятием в 2012 году закона (допускающего, в частности, реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий — прим. ТАСС), она действительно в настоящее время показывает порочную практику. Об этом говорит, в том числе, ряд уголовных дел. Мы видим, что подготовка этих специалистов в таком формате, в котором ведется сегодня, неудовлетворительная», — сказал Мурашко, выступая на пленарном заседании в Госдуме.
Мурашко заявил, что Минздрав России полностью поддерживает принятый Госдумой закон.
Подписан закон о повышении качества медицинского и фармацевтического образования
Установлен запрет на реализацию профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, за исключением случаев, определенных федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно внесенным в Закон об образовании поправкам, организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования, должны соответствовать требованиям к кадровому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности в части практической подготовки обучающихся.
Соответствие данным требованиям подтверждается заключением, предоставляемым Росздравнадзором по заявлениям образовательных организаций. Заключение действует бессрочно и считается предоставленным со дня внесения записи о его предоставлении в реестр заключений, который является общедоступным.
Вести данный реестр будет Росздравнадзор. Служба установит порядок его ведения, а Правительство определит порядок и условия предоставления заключения. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского и фармацевтического образования, обязаны получить такое заключение не позднее 1 сентября 2026 года.
Кроме этого, на Минздрав возложены полномочия по утверждению типовых дополнительных профессиональных программ в области охраны здоровья и осуществления фармацевтической деятельности.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений (в том числе о запрете на применение дистанционного обучения), которые вступают в силу с 1 марта 2026 года.