Ссылка на оригинал: В штатное расписание травмпункта может быть введена должность фельдшера » Медвестник (medvestnik.ru)
В связи с кадровым дефицитом врачей-травматологов и хирургов медицинская организация планирует трудоустроить фельдшеров в травмпункт. Согласно приказу Минздрава № 901н, это невозможно. Но профстандарт фельдшера разрешает выполнять такую работу этим специалистам. Есть ли разъяснения по данному вопросу?
Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Анна Мазухина:
– Если актом учредителя для организации не установлена обязанность придерживаться рекомендуемых штатных нормативов, в штатное расписание травмпункта может быть введена должность фельдшера.
Обоснование вывода
В силу ч.3 ст.37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в том числе рекомендуемые штатные нормативы медорганизации, ее структурных подразделений. Приказ Минздрава № 901н от 12.11.2012 действительно содержит рекомендуемые штатные нормативы, не включающие должность фельдшера в перечень должностей травмпункта, но из содержания и наименования данных штатных нормативов следует, что они носят рекомендательный характер.
Штатное расписание относится к локальным нормативным актам работодателя (ст.8 Трудового кодекса РФ, письмо Роструда № ПГ/4653-6-1 от 15.05.2014). Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников относится к исключительной компетенции работодателя (определения Конституционного суда РФ № 411-О-О, № 412-О-О, 413-О-О от 15.07.2008 и № 840-О-О от 01.06.2010).
Согласно подп. «д» п.32 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений), при разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам госвласти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разделом V этих рекомендаций для федеральных госучреждений, обратив особое внимание, в частности, на самостоятельное утверждение штатного расписания руководителем учреждения (представителем работодателя) (п.19 Единых рекомендаций).
Право самостоятельно утверждать штатное расписание без учета соотношения численности работников различных категорий предоставлено бюджетным учреждениям п.2 Указа Президента РФ № 211 от 15.11.1991 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений». Соответствие этого пункта указа действующему законодательству подтвердил Верховный суд РФ (определение № КАС04-198 от 18.05.2004, решение № ГКПИ04-170 от 14.04.2004).
Таким образом, с точки зрения трудового законодательства руководитель бюджетного учреждения здравоохранения вправе самостоятельно формировать штатное расписание без учета рекомендуемых штатных нормативов, вне зависимости от того, из каких источников формируется оплата труда в организации.
При этом обязанность придерживаться нормативов может быть предусмотрена актом учредителя. В этом случае упомянутая должность в штатное расписание травмпункта введена быть не может.