Медицинские отходы в больнице: вопросы практики

Общее понимание медицинских отходов дано в ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, где под ними понимаются все виды отходов, образующиеся в результате медицинской, фармацевтической и иной хозяйственной деятельности медицинских организаций

Медотходы разделены на 5 классов опасности.

При этом медотходы по-прежнему не могут быть отнесены к отходам производства, т.к. классификация медицинских отходов по классам опасности (от А до Д, где класс А – наименее опасные отходы) не соотносима с классами опасности по ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (от I до V, где I класс – наиболее опасные отходы). На это также указывают требования ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также подтверждается в письмах Минприроды России от 25.01.2012 № 05-12-44/832, от 01.10.2014 № 05-12-44/22301, письмах Росприроднадзора от 14.01.2014 № АА-03-03-36/306, от 22.04.2015 № АА-03-04-36/6554, от 04.12.2017 № АА-10-04-32/26588. В связи с этим, в указанных письмах установлена неправомерность требований к медицинским организациям:

–  по получению природоохранной документации на медицинские отходы,

– по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов,

– по получению лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению медицинских отходов (так, получение лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, согласно Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290, не относится к медицинским отходам),

– по оформлению паспортов на медицинские отходы, разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение,

– по предоставлению отчетности при обращении с медицинскими отходами.

Важно! Росприроднадзор пытается изменить этот подход, указав на необходимость получения клиниками при работе с медицинскими отходами класса «Г» лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

А если клиника, по мнению Росприроднадзора, осуществляет работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, то должна получить лицензию на такую деятельность (Письмо Росприроднадзора от 19.12.2022 № ТК-10-01-34/44606).

В ответ на это Минздрав РФ в Письме от 28.02.2023 № 30-5/И/7-3018 сообщил, что отходы класса «Г» могут классифицироваться по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) и вовлекаться в систему обращения с отходами в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ. При этом Минздрав отметил, что Советом Федерации РФ разработан законопроект, которым предлагается распространить действие Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ на отношения, связанные с транспортировкой, утилизацией, размещением и захоронением медицинских отходов классов «А» — «Г», прошедших обезвреживание.

Тем временем в Госдуму внесли обновленный проект изменений (Проект Федерального закона № 365183-8, принят в первом чтении). Предлагают создать новую систему обезвреживания и утилизации медицинских отходов, а также их учета. Новшества могут заработать с 1 марта 2024 года. В зависимости от класса отходов их придется передавать разным операторам по обращению с отходами. Причем с медицинскими отходами класса «Б», «В» и «Г» (кроме отдельных) будут работать спецоператоры. Их включат в реестр. Только с такими лицами клиники смогут заключить договор на оказание услуг. Медорганизации будут передавать Роспотребнадзору сведения об объеме и составе образованных и переданных медицинских отходов, а операторы — о действиях с ними. Предыдущий проект № 346362-8 с рассмотрения сняли. Он предусматривал обязанности медорганизаций, которые повлекли бы допрасходы. Это отразилось бы на федеральном бюджете и бюджете ФФОМС. 

Попытку свести вопросы обращения медотходов и отходов производства и потребления предпринял Роспотребнадзор в Письме от 12.04.2023 № 02/5840-2023-14.

Клиники обязаны обеспечить соблюдение требований законодательства при обращении с медотходами.

Мероприятия при работе с медотходами

Для того, чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности, медицинские организации должны осуществлять нижеуказанный комплекс организационных мероприятий и мероприятий по оснащению работников расходными материалами.

Так, под оснащением понимается постоянное обеспечение работников учреждения инвентарем: пакетами различного цвета и объема, стойками-тележками, одноразовыми непрокалываемыми емкостями разного цвета и объема, многоразовыми баками, транспортными внутрикорпусными тележками, мини-контейнерами, защитными оснащениями для персонала.

Под организационными мероприятиями понимается:

1) Назначение ответственных за организацию обращения с отходами, их вывоз и ведение производственного контроля.

2) Разработка и утверждение соответствующих инструкций:

– для ответственного специалиста, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор за организацией обращения медицинских отходов (врач-эпидемиолог),

– для ответственного специалиста, организующего работу по обращению с медицинскими отходами (заместитель главного врача по АХЧ),

– для главной медицинской сестры, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор за организацией обращения с медицинскими отходами,

для ответственного специалиста, организующего работу по обращению с медицинскими отходами в конкретном подразделении (старшая медицинская сестра),

– для медицинского персонала, непосредственно осуществляющего сбор, временное хранение медицинских отходов (медицинские сестры),

– для обслуживающего персонала, непосредственно осуществляющего транспортировку отходов (при наличии).

3) Обучение всего персонала обращению с медицинскими отходами.

4) Разработка Схемы обращения с медицинскими отходами.

5) Расчет и планирование расходов на утилизацию медицинских отходов и инвентарь.

6) Выбор организации, утилизирующей медицинские отходы, имеющей лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, заключение гражданско-правового договора (контракта) с ней.

7) Контроль за сроками годности медикаментов, дезинфектантов (с целью уменьшения количества отходом класса Г).

Важно! Персонал медицинской организации должен быть обучен правилам безопасного обращения с медицинскими отходами, что включает в себя:

– обучение базовым гигиеническим правилам, для соблюдения эпидемиологической безопасности в учреждении (Приказ Минздрава РФ от 29.06.2000 № 229, СанПиН 2.1.3684-21);

– проведение предварительных и периодических инструктажей на местах по безопасному обращению с медицинскими отходами (СанПиН 2.1.3684-21);

– обучение по программам ДПО «Организация обращения с медицинскими отходами» (Приказ Минздрава России от 03.08.2012 № 66н);

– профессиональное обучение и аттестация дезинфекторов по вопросам деятельности (п. 322 СанПиН 3.3686-21).

Формы документов

Форма приказа «Об обеспечении выполнения требований санитарно-эпидемиологических правил по обращению с медицинскими отходами», с инструкциями для ответственных специалистов

Схема обращения с медицинскими отходами

Работа с отдельными видами отходов

Отходы производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, содержащих ртуть

(Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314)

Правила устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и/или ее соединения (ртутьсодержащие лампы), ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, должны назначить ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами.

Аналогичное Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 утратило силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1036.

Лекарственные средства с истекшим сроком годности

(Письмо Минздрава России от 11.08.2022 № 30-5/3080)

Исходя из прямого прочтения пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ , лекарственные средства с истекшим сроком годности не являются медицинскими отходами, если такие лекарственные средства не были образованы в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

Обращение с медицинскими отходами класса «Г»: разъяснения Минздрава 2023

Как определить классы ампул от лекарств и вакцин

Письмо Роспотребнадзора от 26.06.2023 № 09-8943-2023-40.

Минздрав указал, что ампулы от неживых вакцин относят к классу А медицинских отходов.

При классификации ампул от лекарств нужно учитывать, содержит ли препарат токсичные вещества. Ампулы с ними относят к классу Г, а без них — к классу А. Но есть условие: ампулы не имели контакта с биологическими жидкостями пациентов и инфекционными больными.

Сбор и хранение отходов цитостатиков и генотоксических препаратов допускается только после дезактивации. Ведомство отметило, что нужно изучить инструкцию по применению препарата. В ней при необходимости указывают особые меры предосторожности при утилизации лекарства.

Отчетность

Появилась годовая форма отчетности по медицинским отходам

Росстат утвердил форму отчета по обращению с медицинскими отходами и указания по ее заполнению. Отчет сдают производители лекарств и медизделий, фарм- и медорганизации и др.

Сведения за отчетный год нужно предоставить в региональный орган Роспотребнадзора 1 февраля. Форму не сдают малые и средние предприятия, если за отчетный год у них были только отходы класса А менее 100 кг.

Если организация имеет обособленные подразделения в том же регионе, где ведет свою деятельность, она должна подать один отчет, в целом по юрлицу. Если подразделения расположены в разных субъектах РФ, отчеты нужно сдать в каждом регионе отдельно.

Приказ Росстата от 30.12.2022 № 993

Кто подает

По форме №2-Медотходы должны отчитываться любые организации и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с медотходами, образующимися в процессе осуществления:

  • медицинской деятельности;
  • фармацевтической деятельности;
  • деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий;
  • деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях;
  • производства, хранения биомедицинских клеточных продуктов.

Отчетность не надо подавать компаниям и ИП, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых в отчетном году в образованных медотходах присутствуют только отходы класса А массой менее 100 кг в год.

Куда подавать и в какой срок

Подается отечность в территориальный орган Роспотребнадзора в субъекте РФ по установленному им адресу. Например, в Москве отчетность вместе с сопроводительным письмом сдается в территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по административным округам по месту осуществления деятельности. Адреса и контакты отделов для подачи отечности Управление Роспотребнадзора по городу Москве разместило на своем сайте.

Срок предоставления отчетности – 1 февраля. На практике на подачу отчетности дается больше времени. Например, в Москве территориальные органы Роспотребнадзора принимают отчетность с 20 января до 1 февраля.

Как накажут нарушителей

Поскольку теперь у Роспотребнадзора будет больше информации об объемах медотходов, так сказать – «есть с чем сравнить», любая клиника, которая схитрит с отчетностью, может попасть под внеплановую проверку ведомства.

Кроме этого, за непредоставление, несвоевременное или некорректное предоставление отчетности грозит административная ответственность по ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Должностные лица могут получить штраф в размере от 10 до 20 тыс. рублей, организации – от 20 до 70 тыс. рублей.

Согласно ст. 13.19 КоАП РФ нарушением считается непредоставление первичных статистических данных в установленном порядке, либо несвоевременное предоставление таких данных, либо предоставление недостоверных данных.

Вовремя подайте отчетность по медотходам в региональный Роспотребнадзор с корректными данными, чтобы не попасть под проверки и штрафы!

Ссылка на оригинал: https://kormed.ru/novosti/uspeyte-podat-novuyu-otchetnost-po-meditsinskim-othodam/

Судебная практика

ОснованиеПодробностиРешение суда
ВС РФ: клиника не обязана заключать договор о вывозе медицинских отходов с региональным операторомБольница отказалась включить в договор о вывозе твердых коммунальных отходов плату за медицинские отходы класса А, т.к. их вывозила специализированная организация. Три инстанции встали на сторону регионального оператора. Верховный суд не согласился с ними:
— медицинские отходы потенциально опасны, поэтому правила запрещают складировать их в общих контейнерах;
— медицинские отходы класса А близки по составу к твердым коммунальным отходам, но уравнивать их нельзя;
— клиники не обязаны заключать договор о вывозе таких отходов с региональным оператором.
Дело направили на новое рассмотрение.
Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
ЭНЦИКЛОМЕДИКА