Ссылка на оригинал: Ну нельзя подписать ИДС по доверенности! — НАЭЦЗ (naecz.ru)
Гражданин пришел к нотариусу с шаблоном доверенности. Среди полномочий – подписание информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ИДС) или отказа от вмешательства от имени доверителя. Обычная, казалось бы, формулировка для доверенности – многие такую оформляют. Однако нотариус отказал в удостоверении: указанные полномочия не соответствуют закону. Что было дальше и как должно быть – разбираем вместе с экспертом.
Отказ нотариуса стал поводом для иска. Три инстанции сошлись во мнении: нотариус действовал правомерно (определение СК по гражданским делам 8 КСОЮ от 31 июля 2025 г. по делу № 8Г-10728/2025[88-11279/2025]). Через представителя нельзя совершать сделки, которые по своему характеру могут совершаться только лично (п. 4 ст. 182 ГК РФ). Право на дачу согласия или на отказ от медицинского вмешательства – исключительное и неотчуждаемое.
Этот пример не вносит новизну в юридическую сторону вопроса, но важен как минимум психологически: юристы, врачи и администраторы клиник ежедневно сталкиваются с пациентами и их представителями, которые считают возможным передать право на подписание ИДС по доверенности.
О значении судебного акта для ежедневной практики мы спросили практикующего медицинского юриста, эксперта НАЭЦЗ, к.ю.н. Евгению Сокову:
«Кейс вызывает восторг. За последние 6 лет я видела сотни доверенностей, которые приносили пациенты и их представители, с формулировкой «подписывать согласия на медицинские вмешательства». Получается, что в законности такого полномочия сомнений у нотариусов не было. Как следствие, представитель начинает спорить в клинике и доказывать, что он вправе подписать ИДС по доверенности.
Обычно первая волна гнева обрушивается на администраторов, а самые настойчивые идут ругаться к юристу. Но даже после подробного разъяснения, почему нельзя подписать ИДС по доверенности, абсолютно каждый говорил: «Но нотариус же заверил! Значит, можно!». На некоторых действует аналогия с заключением брака: лечиться, как и жениться, по доверенности нельзя. По смыслу закона, это «личная сделка» и никто, кроме самого пациента или брачующегося, не вправе ее заключать.
К сожалению, этот вопрос часто приводит к скандалам и разочарованиям пациентов. В этом деле представитель пациента дошел до кассации в споре с нотариусом, и можно только гадать, как бы он повел себя в клинике, если бы у него была такая доверенность.
Нотариусу Мининой Юлии Юрьевне – профессиональный респект за внимательное отношение к закону.
Клиникам могу посоветовать: размещайте на сайте информацию о том, кто и какие документы вправе подписывать. Можно разработать свою форму доверенности, в которой не будет ИДС, и предлагать ее пациентам, заинтересованным в наличии доверенности для других целей – например, подписание договоров и приложений к ним.
Важно доносить до пациентов и разграничение видов представителей: многие не видят разницы между законным представителем и представителем по доверенности, не понимают, что объем их прав не одинаковый. Эту информацию тоже можно разместить на сайте или информационном стенде.
Обязательно обучите сотрудников клиники, чтобы они понимали: какой представитель на что имеет право, а на что не имеет. Так вы минимизируете ошибки в ежедневной работе.
Законный представитель есть не у всех пациентов: для детей это родитель или усыновитель, опекун или попечитель. Для совершеннолетних лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, это только опекун или попечитель. И полномочия законных представителей подтверждаются вовсе не доверенностью, а другими документами».







