Медработник может заключить с местным Министерством жилищного хозяйства Соглашение по осуществлению участником подпрограммы «Социальная ипотека» государственной программы «Социальная ипотека».
В Московской области такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства МО от 04.10.2022 № 1072/35 (подпрограмма «Социальная ипотека» Государственной программы Московской области «Жилище» на 2023-2033 годы»). Ранее действовало аналогичное Постановление Правительства МО от 25.10.2016 № 790/39.
Подпрограмма позволяет медработнику осуществлять трудовую деятельность на территории Московской области для получения государственной поддержки при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечного жилищного кредита.
Основными документами для участия в Подпрограмме являются Соглашение по осуществлению участником подпрограммы «Социальная ипотека» государственной программы «Социальная ипотека» и кредитный (ипотечный жилищный) договор с банком.
По Соглашению медработнику предоставляется:
- жилищная субсидия на оплату первоначального взноса при приобретении (строительстве) жилого помещения при оформлении ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) (далее — жилищная субсидия)
- и ежемесячная компенсация оплаты основного долга по ипотечному жилищному кредиту (далее — компенсация).
При этом оговаривается, что медработник должен отработать в конкретном ЛПУ в течение установленного количества лет со дня подписания Соглашения, а в случае нарушения условий трудового договора, Соглашения или договора ипотечного жилищного кредитования — возвратить средства субсидии.
На практике это означает, что любая попытка медработника сменить рабочее место (вне зависимости от причины) рассматривается как виновная. Единственным способом смены работы указывается направление в местный Минздрав Заявления о сохранении статуса участника Подпрограммы после перехода в другое учреждение.
Условиями для перехода являются:
- переход в другое государственное (муниципальное) учреждение здравоохранения в рамках одного субъекта РФ;
- наличие ходатайств передающего и принимающего работодателей;
- положительное решение специальное Комиссии местного Минздрава.
Однако судебная практика идет по другому пути.
Суды указывают, что переход медработника из одного учреждения здравоохранения в другое, даже в отсутствие ходатайств работодателей и положительного решения Комиссии местного Минздрава законно:
- при таком переходе не происходит существенного изменения обстоятельств, необходимых для расторжения соглашения в силу ст. 450 ГК РФ;
- если бы медработник работал у принимающего работодателя на момент заключения соглашения, он бы также отвечал критериям, установленным для участия в Подпрограмме;
- целевое назначение выплаченных бюджетных средств не изменяется в связи с переходом;
- ущерба бюджету субъекта РФ и социально значимым общественным интересам переход не создает.
При этом, по мнению судов, не играет роли, подавал ли медработник заявление в Комиссию местного Минздрава или нет, а также то, в какой конкретный момент подавал.
Такие выводы содержал решения судов по следующим делам:
- Определение 1 КСОЮ от 21.10.2024 по делу № 88-31474/2024 (Апелляционное определение МОС от 27.05.2024 № 33-11211/2024);
- Определение 1 КСОЮ от 06.05.2024 по делу № 88-15948/2024 (Апелляционное определение МОС от 20.11.2023 № 33-36992/2023).