Можно ли поменять место работы в рамках соглашения на социальную ипотеку (на примере Московской области)

Медработник может заключить с местным Министерством жилищного хозяйства Соглашение по осуществлению участником подпрограммы «Социальная ипотека» государственной программы «Социальная ипотека».

В Московской области такая возможность предусмотрена Постановлением Правительства МО от 04.10.2022 № 1072/35 (подпрограмма «Социальная ипотека» Государственной программы Московской области «Жилище» на 2023-2033 годы»). Ранее действовало аналогичное Постановление Правительства МО от 25.10.2016 № 790/39.

Подпрограмма позволяет медработнику осуществлять трудовую деятельность на территории Московской области для получения государственной поддержки при приобретении (строительстве) жилья с использованием ипотечного жилищного кредита.

Основными документами для участия в Подпрограмме являются Соглашение по осуществлению участником подпрограммы «Социальная ипотека» государственной программы «Социальная ипотека» и кредитный (ипотечный жилищный) договор с банком.

По Соглашению медработнику предоставляется:

  • жилищная субсидия на оплату первоначального взноса при приобретении (строительстве) жилого помещения при оформлении ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) (далее — жилищная субсидия)
  • и ежемесячная компенсация оплаты основного долга по ипотечному жилищному кредиту (далее — компенсация).

При этом оговаривается, что медработник должен отработать в конкретном ЛПУ в течение установленного количества лет со дня подписания Соглашения, а в случае нарушения условий трудового договора, Соглашения или договора ипотечного жилищного кредитования — возвратить средства субсидии.

На практике это означает, что любая попытка медработника сменить рабочее место (вне зависимости от причины) рассматривается как виновная. Единственным способом смены работы указывается направление в местный Минздрав Заявления о сохранении статуса участника Подпрограммы после перехода в другое учреждение.

Условиями для перехода являются:

  • переход в другое государственное (муниципальное) учреждение здравоохранения в рамках одного субъекта РФ;
  • наличие ходатайств передающего и принимающего работодателей;
  • положительное решение специальное Комиссии местного Минздрава.

Однако судебная практика идет по другому пути.

Суды указывают, что переход медработника из одного учреждения здравоохранения в другое, даже в отсутствие ходатайств работодателей и положительного решения Комиссии местного Минздрава законно:

  • при таком переходе не происходит существенного изменения обстоятельств, необходимых для расторжения соглашения в силу ст. 450 ГК РФ;
  • если бы медработник работал у принимающего работодателя на момент заключения соглашения, он бы также отвечал критериям, установленным для участия в Подпрограмме;
  • целевое назначение выплаченных бюджетных средств не изменяется в связи с переходом;
  • ущерба бюджету субъекта РФ и социально значимым общественным интересам переход не создает.

При этом, по мнению судов, не играет роли, подавал ли медработник заявление в Комиссию местного Минздрава или нет, а также то, в какой конкретный момент подавал.

Такие выводы содержал решения судов по следующим делам:

  • Определение 1 КСОЮ от 21.10.2024 по делу № 88-31474/2024 (Апелляционное определение МОС от 27.05.2024 № 33-11211/2024);
  • Определение 1 КСОЮ от 06.05.2024 по делу № 88-15948/2024 (Апелляционное определение МОС от 20.11.2023 № 33-36992/2023).
ЭНЦИКЛОМЕДИКА