Ссылка на оригинал: Внедрение клинических рекомендаций: опыт многопрофильного стационара – Управление качеством в здравоохранении № 3, Март 2024 (uprzdrav.ru)
В статье – об опыте коллег из Краевой клинической больницы Хабаровска, которые с 2021 года успешно внедряют клинреки. За это время им удалось на 30 процентов увеличить количество довольных пациентов и на 20 процентов сократить госпитальную летальность при ОНМК.
- Тезисы статьи
- Создали рабочую группу
- Разработали план по внедрению клинреков и согласовали с главврачом
- Создали рабочие группы для разработки стандартов по каждой патологии
- Организовали доступ к полному тексту клинреков для сотрудников
- Провели клинические конференции
- К сведению
- Протестировали сотрудников после обучения
- Скорректировали историю болезни и разработали чек-листы
Тезисы статьи
- Внедрять клинреки в медорганизацию начинают с создания рабочей группы. В нее включают заместителей главврача и заведующих отделениями.
- Рабочая группа анализирует возможности больницы и выявляет, что необходимо изменить для работы по клинрекам. Предложения закупить недостающее оборудование, препараты и материалы, а также расширить кадровый состав согласовывают с главврачом.
- После того как разработали внутренние стандарты медпомощи, обучают врачей. По итогам обучения сотрудников тестируют, с теми, кто не прошел тест, проводят дополнительные занятия.
- Работникам IT-отдела поручают доработать электронные истории болезни, чтобы врачи видели перечень процедур, который соответствует стандартам лечения при данном диагнозе. В историю болезни добавляют чек-лист по патологии, чтобы контролировать выполнение внутреннего стандарта.
Как организовать внедрение клинреков через рабочие группы, обучить сотрудников, а также, какие изменения внести в электронную документацию, чтобы врачи оказывали медпомощь в соответствии с внутренними стандартами, узнаете из статьи.
Создали рабочую группу
Главный врач утвердил состав группы и сроки, в которые ей необходимо предоставить отчет о работе. В группу включили заместителя главного врача по КЭР, заместителей по медицинской части, организационно-методической работе, хирургии, руководителя РСЦ, заведующих профильными отделениями. Заместителя по КЭР назначили председателем.
Рабочая группа определяет приоритетные направления для создания внутренних стандартов оказания помощи пациентам с конкретными патологиями (ОКС, ОНМК, политравма и т. д.).
Перед рабочей группой поставили задачу — ознакомиться с действующими клинреками по конкретным патологиям и соотнести требования с возможностями больницы: лекарственное обеспечение, оснащение оборудованием, наличие реактивов, специалистов и т. д.
Разработали план по внедрению клинреков и согласовали с главврачом
После того как рабочая группа проанализировала возможности больницы по исполнению клинических рекомендаций, главврачу представили план дальнейшей работы. В него включили предложения по закупкам: недостающее оборудование, расходный материал, лекарственные препараты. Также рабочая группа предложила привлечь новые кадры и изменить внутрибольничную маршрутизацию. Например, в организации не выполнялись тесты на определение NТ-proBNP, поэтому заключили договор на его определение в сторонней организации. Приняли на работу специалистов — медицинских психологов, социальных работников. Оптимизировали внутрибольничную маршрутизацию пациентов, что позволило сократить время дверь — ТЛТ (при ОНМК), дверь — баллон (при ОКС). Закуплены отдельные телефоны и планшеты для связи с бригадами СМП. В ходе анализа рабочая группа определила приоритетные направления, по которым будут создавать внутренние стандарты оказания медпомощи по конкретным патологиям.
Создали рабочие группы для разработки стандартов по каждой патологии
Главврач издал приказ о создании рабочих групп, которые будут создавать внутренние стандарты оказания медпомощи на основе клинреков. Для каждой патологии создали отдельную рабочую группу. В качестве приоритетных направлений больницы выделили ОКС, ОНМК, политравму. В каждую группу включили: заместителя главного врача по КЭР, заместителя главного врача по направлениям, заведующих отделениями, практикующих врачей, клинического фармаколога, старшую сестру отделения. Специалистов выбирали из тех отделений, которые занимаются лечением патологии. Среди заведующих отделениями привлекали в том числе заведующих приемного отделения, КДЛ и функциональной диагностики. Например, в состав рабочей группы по внедрению клинреков по ОНМК включили заведующую вторым неврологическим отделением, заведующего нейрохирургическим отделением, исполняющего обязанности заведующего отделением реанимации. Также, по согласованию, в группу вошли завкафедрой неврологии, нейрохирургии и психиатрии ИПКСЗ и эксперт оказания помощи по профилю «неврология» с кафедры нервных болезней ДВГМУ. Возглавил ее заведующий первым неврологическим отделением. Стандарты медпомощи, которые разработали группы, утвердил главный врач. Ниже скачайте план разработки и внедрения стандартов; критерии качества медпомощи и приказ об утверждении протоколов диагностики.
План разработки и внедрения стандартов, критерии качества медпомощи и приказ об утверждении протоколов диагностики



Организовали доступ к полному тексту клинреков для сотрудников
Главврач назначил заместителя по организационно-методической работе ответственным за организацию доступа к клинрекам. Во внутренней информационной системе определили место, в котором начали размещать все утвержденные рекомендации. Предоставили всем сотрудникам доступ к этой информации. Включили в обязанности ответственного лица следить за наполнением папки.
Провели клинические конференции
Перед тем как внедрить каждый разработанный стандарт, проводили клиническую конференцию, семинары, практические занятия. В число участников включили всех сотрудников, которые будут оказывать медпомощь по выбранной патологии. В процессе обучения обсудили проблемные вопросы внедрения, подробно обсудили этапы оказания помощи. Например, в приемном покое провели обучающее занятие с отработкой действий персонала при поступлении пациента с ОНМК).
К сведению
Мы начали внедрять клинреки с конца 2021 года. Положительное влияние клинических рекомендаций на работу больницы заметили и врачи, и пациенты. Госпитальную летальность при ОНМК снизили почти на 20 процентов, при ОИМ — на 12 процентов. Долю ТЛТ при ишемических инсультах увеличили с 5,4 процента до 8,1 процента. В нейрохирургическом отделении сократили средний койко-день с уменьшением летальности на 20 процентов. Уменьшили долю штрафов со стороны страховых компаний в 2 раза по сравнению с 2022 годом и на 30 процентов по сравнению с 2021 годом. При этом обоснованных жалоб стали получать на 25 процентов меньше, а анонимные опросы показали, что на 30 процентов больше пациентов, довольных качеством медпомощи.
Протестировали сотрудников после обучения
Назначили ответственных за составление тестов и проведение тестирования. В зависимости от того, к работе какого отделения относят патологию из теста, выбрали на должность ответственного заместителя главного врача. Провели тестирование для всех сотрудников, которые прошли обучение. Для тех кто сдал тест неудовлетворительно, организовали повторный разбор клинреков и стандартов.

Рисунок. Электронная медицинская карта
Скорректировали историю болезни и разработали чек-листы
Работники IT-отдела совместно с разработчиками МИС включили блок «Контроль выполнения клинических рекомендаций и стандарта медицинской помощи» в электронные истории болезней. Теперь, когда врачи устанавливают диагноз, они видят необходимый перечень обследований и манипуляций, которые следует назначить по стандартам лечения. Чтобы контролировать выполнение внутреннего стандарта, разработали чек-листы по каждой патологии. Образец — ниже. Чек-листы помещают в историю болезни, заполняют их лечащий врач и завотделением. Контролирует ведение чек-листа заместитель главврача по направлению, к которому относят патологию.
